Понятие и структура рсчс как единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чс

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Режимы функционирования РСЧС

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эшелонирование сил и средств РСЧС

Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их 3.

В первом эшелоне принимают участие: ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели); противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи; подразделения постоянной готовности
спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России. Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин. Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций,
тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.

Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона: подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной
службы МЧС России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок их прибытия – не более трех часов.

Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего
населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие: спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС
России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.

Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций и т. п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Примечания

  1. Song J, Willinger T, Rongvaux A, Eynon EE, Stevens S, Manz MG, Flavell RA, Galán JE. A mouse model for the human pathogen Salmonella typhi. — Cell Host Microbe. 2010 Oct 21;8(4):369-76.
  2. В. Н. Тимченко, Л. В. Быстрякова. Инфекционные болезни у детей. — «СпецЛит», 2001. — С. 285—296. — ISBN 5-299-00096-0.
  3. Crump JA, Luby SP, Mintz ED. The global burden of typhoid fever. Bull World Health Organ 2004; 82: 346-353.
  4. Е. П. Шувалова. Инфекционные болезни. — «Медицина», 2005. — С. 70—88. — ISBN 522-504-00-63.
  5. Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. Инфекционные болезни. — «Медицина», 2003. — С. 64—73. — ISBN 5-225-04659-2.
  6. Ж. И. Возианова. Инфекционные и паразитарные болезни. — «Здоров’я», 2000. — Т. 1. — С. 340—379. — ISBN 5-311-011-696.
  7. «Энтеросорбция» под ред. проф. Н.А. Белякова — Л., 1991. — 336с.

Карантин

Что такое

Самоизоляцией нередко называют и необходимость пребывания дома, когда речь идёт уже о карантине. Но в этом случае всё переходит из разряда советов в правовую плоскость. Органы власти уже не рекомендуют оставаться дома, а запрещают из него выходить (здесь возможны варианты — зависит от решения конкретного органа). Новые требования закрепляются в нормативном акте, и теперь за их нарушение придётся отвечать.

Карантин действовал в Китае, и именно он помог стране справиться с распространением болезни. Сейчас строгие меры предприняты и во многих других странах. Например, в Италии нарушение изоляции карается огромными штрафами. Прекратили работу предприятия, а граждан просят оставаться дома всегда. В Израиле полный карантин начался 20 марта. Жителям запретили выходить из дома без причин. Аналогично обстоят дела в Германии.

В России карантинные меры пока строгими назвать нельзя. Например, ещё недавно приехавшим из‑за рубежа гражданам без симптомов лишь рекомендовалось оставаться дома на две недели — это та самая самоизоляция. При этом разрешалось, например, гулять с собакой, но в то время, когда на улице мало людей.

Как соблюдать карантин

Вернувшимся из‑за границы и контактировавшим с заражёнными Роспотребнадзор предписывает оставаться дома и не выходить из него весь период карантина. По возможности следует находиться в отдельной комнате, пользоваться отдельной посудой, полотенцами, индивидуальными средствами гигиены. Покупать продукты следует онлайн или с помощью волонтёров. Мусор предлагают складывать в два пакета и выставлять в подъезд. Можно попросить кого‑то выносить его или надеяться на соседей.

Тем, кто оказался на карантине, положен больничный. Его оформляют дистанционно в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования. Для авторизации понадобятся логин и пароль от «Госуслуг». Если вы не можете получить электронный больничный, в обычном виде его выдаст вызванный врач.

Как накажут за несоблюдение карантина

Как только советы превращаются в закреплённые нормативным актом ограничения, угроза наказания становится реальной. Вот что с вами могут сделать:

1. Изолировать насильно. Если вы обязаны соблюдать карантин, но не делаете этого, вас могут поместить в инфекционный стационар.

2. Оштрафовать. За неповиновение законному распоряжению можно отдать КоАП РФ Статья 19.4 500–1 000 рублей.

3. Привлечь к уголовной ответственности. Изначально юристы говорили о статье 236 УК РФ Статья 236 УК РФ — нарушение санитарно‑эпидемиологических правил. По ней предусмотрено наказание вплоть до пяти лет лишения свободы, но только если нарушитель заразил кого‑то и тот умер.

Однако на главного инфекциониста Ставрополья, которая не соблюдала карантин, возбуждены В Ставропольском крае возбудили уголовное дело против инфекциониста за нарушение карантина дела по статьям 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и 293 (халатность). Вторая статья рядовому гражданину не грозит. Но уже понятно, что сюсюкаться с нарушителями не будут. И это дело в том числе должно продемонстрировать решительность властей. Всего за нарушение карантина наказано Полиция наказали более 500 нарушивших карантин россиян более 500 человек.

Со дня на день ответственность могут ужесточить. Такие поправки в КоАП уже рассматривают Штраф для граждан за нарушение карантина составит до 300 тыс. рублей . Максимальный размер штрафа вырастет до 300 тысяч для граждан и 1 миллиона для юрлиц.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Какие задачи решает РСЧС?

Condorita

В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Danil maternovskiy

— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств наблюдения и контроля

Силы
и средства наблюдения и контроля включают
те органы, службы и учреждения, которые
осуществляют государственный надзор,
инспектирование, мониторинг, контроль,
анализ состояния природной среды, хода
природных процессов и явлений, потенциально
опасных объектов, продуктов питания,
фуража, веществ, материалов, здоровья
людей и т.д. Благодаря деятельности этих
сил предупреждается значительная часть
чрезвычайных ситуаций, прогнозируется
их возможное возникновение, оповещаются
об угрозе органы управления и население.
К ним относятся:

  1. Службы
    (учреждения) и организации федеральных
    органов исполнительной власти,
    осуществляющих наблюдение и контроль
    за состоянием окружающей природной
    среды, за обстановкой на потенциально
    опасных объектах и прилегающих к ним
    территориях и анализ воздействия
    вредных факторов на здоровье населения;

  2. Формирования
    государственной санитарно-эпидемиологической
    службы Российской Федерации Министерства
    здравоохранения Российской Федерации;

  3. Ветеринарная
    служба Министерства сельского хозяйства
    и продовольствия Российской Федерации;

  4. Службы
    (учреждения) наблюдения и лабораторного
    контроля за качеством пищевого сырья
    и продуктов питания Комитета Российской
    Федерации по торговле и Министерства
    сельского хозяйства и продовольствия
    Российской Федерации;

  5. Геофизическая
    служба Российской академии наук;

  6. Оперативные
    группы постоянной готовности Федеральной
    службы России по гидрометеорологии и
    мониторингу окружающей среды;

  7. Подразделения
    Министерства Российской Федерации по
    атомной энергии;

  8. учреждения
    сети наблюдения и лабораторного контроля
    гражданской обороны.

Как расшифровывается РСЧС

Данная аббревиатура означает — государственная система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Это единая российская система, которая подразумевает в случае необходимости подключения других государственных структур: МВД, ФСБ, военные силы и прочие. В это число входят практически все службы страны, которые могут быть полезны в определенных случаях.

Может появится логический вопрос: для чего существует эта система, если в государстве есть соответствующая служба — МЧС. Чрезвычайные ситуации могут быть разными по масштабам. При подключении других структур, МЧС будет координировать их действия. Подключая вспомогательные силы, ЧС удастся разрешить в максимально быстрый срок. Существуют также территориальные органы, которые действуют по регионам страны:

  • Сибирский центр — находится в городе Красноярск;
  • Северо-западный центр — расположен в Санкт-Петербурге;
  • Южный центр — Ростов-на-Дону;
  • Главный корпус службы — Москва (Рязань).

Расшифровка и определение РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Учения ТП РСЧС

Приставки ФП и(или) ТП к РСЧС расшифровываются как «функциональная подсистема» и «территориальная подсистема» соответственно.

Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:

  • предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций.

РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 (утратило силу) после принятия Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.1992).

3.3. Основные задачи сил и средств рсчс

Основными задачами
сил и средств РСЧС являются:

осуществление
мониторинга, контроля и наблюдения за
состоянием окружающей природной среды
и потенциально опасных объектов с целью
прогнозирования ЧС природного и
техногенного характера, своевременное
доведение результатов до органов
управления РСЧС;

ликвидация
последствий ЧС, проведение АСДНР;

проведение
эвакуационных мероприятий;

проведение
санитарной обработки населения,
специальной обработки территорий,
техники, сооружений;

проведение работ
по первоочередному жизнеобеспечению
населения, пострадавшего в ЧС, участие
в восстановительных работах;

восстановление и
поддержание общественного порядка в
зоне ЧС;

поддержание
личного состава формирований в постоянной
готовности к действиям
в ЧС, его обучение и повышение
профессиональной квалификации;

организация и
осуществление мероприятий, направленных
на повышение уровня готовности населения
к выполнению задач по защите от воздействия
последствий ЧС;

разработка
предложений по совершенствованию
действий в ЧС.

Для ликвидации последствий чс, также могут привлекаться:

  • специально
    подготовленные силы и средства

    ВС РФ, других
    войск
    в
    порядке, определяемом Президентом РФ.

  • силы и средства
    ОВД
    в
    соответствии с задачами, которые
    возложены на них законами и иными
    нормативно-правовыми актами РФ и
    субъектов.

  • общественные
    организации, объединения и граждане
    под
    руководством соответствующих органов
    управления по делам ГО И ЧС, при наличии
    у участников ликвидации соответствующей
    подготовки, подтвержденной в аттестационном
    порядке.

Силы и средства
МЧС:

1. Спасательные
воинские формирования постоянной
готовности (бывшие войска ГО).

Онипредназначены
для выполнения наиболее сложных задач
по ликвидации ЧС (ведение общей и
специальной разведок в зонах загрязнения,
ведения АСДНР в наиболее опасных местах).

2. Государственный
центральный аэромобильный спасательный
отряд (Ценроспас).
Онсоздан с
целью оперативного реагирования на ЧС
на всей территории РФ путем экстренной
доставки средств спасения, спецоборудования,
грузов, спасателей и экспертов в зоны
ЧС, проведения первоочередных АСР в
этих зонах.

В Центроспасе
организовано круглосуточное дежурство
спасателей и необходи­мых специалистов,
что обеспечивает ПГ отряда к экстренному
выдвижению в район ЧС. Формирования
отряда способны вести спасательные
работы в автономном режиме 14 суток. В
состав отряда входит аэромобильный
полевой госпиталь на 150 мест.

3. Поисково-спасательная
служба (ПСС).
Она
предназначена для:

  • проведения
    поисково-спасательных работ в ЧС;

  • оказания пораженным
    ПМП и их эвакуации в лечебные учреждения;

  • проведения
    профилактических мероприятий,
    направ­ленных на снижение или
    устранение опасности для жизни и
    здоровья граждан;

  • проведения в зонах
    ЧС АСР, требующих применения специальных
    приемов и соответствующего оснащения.

ПСС объединяет
несколько десятков региональных ПСС и
поисково-спасательных отрядов общей
численностью около 2 тыс. чел.

ПСС и отряды
оснащены современным оборудованием:
гидравлическим инструментом, легко
режущим стальную арматуру; пневмодомкратами,
способными поднимать железобетонные
плиты весом до 20-50 т; акустическими
приборами для поиска живых людей в
завалах и радиолокационными – для
поиска в снежных лавинах; телевизионными
системы поиска пострадавших. Создана
также кинологическая служба МЧС России.

4. Центр по
проведению спасательных операций
особого риска «Лидер».
Предназначен
для работы в особых условиях, когда ЧС
отличаются особой спецификой сопряжены
с по­вышенным риском для жизни
спасателей. Например: выполнение
подрывных и пиротехни­ческих работ,
проведение первоочередных АСДНР особой
сложности в труднодоступной местности,
с десантированием спасателей и грузов,
обеспечивающих выживание населения,
проведение первоочередных спасательных
работ на воде и под водой с ис­пользованием
легководолазного снаряжения, обеспечение
сохранности грузов перевозимых в виде
гуманитарной помощи или при эвакуации
мат. ценностей из зоны.

5. Авиация МЧС.
Являетсяважнейшей
составляющей сил РСЧС, решающим образом
влияющих на мобильность и эффективность
действий ее струк­тур при возникновении
ЧС. Включает в себя Государственное
унитарное авиапредприятие, расположенное
в г. Жуковском и отдельные вертолетные
отряды в регионах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector