Понятие и структура рсчс как единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чс
Содержание:
- Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации
- Режимы функционирования РСЧС
- Эшелонирование сил и средств РСЧС
- Справочная информация
- Примечания
- Карантин
- Режим чрезвычайного положения
- Какие задачи решает РСЧС?
- Состав сил и средств наблюдения и контроля
- Как расшифровывается РСЧС
- Расшифровка и определение РСЧС
- 3.3. Основные задачи сил и средств рсчс
- Для ликвидации последствий чс, также могут привлекаться:
Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации
Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).
31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.
В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
На примере Москвы
Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.
С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.
В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.
Режимы функционирования РСЧС
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Эшелонирование сил и средств РСЧС
Силы и средства для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются по эшелонам. Всего их 3.
В первом эшелоне принимают участие: ведомственные аварийно- спасательные формирования (газо- и горноспасатели); противопожарные подразделения; подразделения медицинской скорой помощи; подразделения постоянной готовности
спасательных воинских формирований и дежурные подразделения поисково- спасательной службы МЧС России. Срок их прибытия в район бедствия – не более 30 мин. Основные задачи сил и средств: локализация чрезвычайных ситуаций,
тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание медицинской помощи пострадавшим.
Если силы и средства первого эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то привлекаются силы и средства второго эшелона: подразделения спасательных воинских формирований и поисково-спасательной
службы МЧС России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности; специализированные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок их прибытия – не более трех часов.
Основные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений, жизнеобеспечение пострадавшего
населения, оказание специализированной медицинской помощи.
Если силы и средства второго эшелона не способны справиться с ликвидацией чрезвычайной ситуации, то в третьем эшелоне принимают участие: спасательные воинские формирования и подразделения поисково-спасательной службы МЧС
России; ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования; соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований; специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др. Срок их прибытия – от трех часов до нескольких суток.
Основные задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций и т. п.).
Как правило, ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что соответствующая комиссия по чрезвычайным ситуациям, ее силы и средства не могут справиться с локализацией и ликвидацией чрезвычайной ситуации, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Примечания
- Song J, Willinger T, Rongvaux A, Eynon EE, Stevens S, Manz MG, Flavell RA, Galán JE. A mouse model for the human pathogen Salmonella typhi. — Cell Host Microbe. 2010 Oct 21;8(4):369-76.
- В. Н. Тимченко, Л. В. Быстрякова. Инфекционные болезни у детей. — «СпецЛит», 2001. — С. 285—296. — ISBN 5-299-00096-0.
- Crump JA, Luby SP, Mintz ED. The global burden of typhoid fever. Bull World Health Organ 2004; 82: 346-353.
- Е. П. Шувалова. Инфекционные болезни. — «Медицина», 2005. — С. 70—88. — ISBN 522-504-00-63.
- Н. Д. Ющук, Ю. Я. Венгеров. Инфекционные болезни. — «Медицина», 2003. — С. 64—73. — ISBN 5-225-04659-2.
- Ж. И. Возианова. Инфекционные и паразитарные болезни. — «Здоров’я», 2000. — Т. 1. — С. 340—379. — ISBN 5-311-011-696.
- «Энтеросорбция» под ред. проф. Н.А. Белякова — Л., 1991. — 336с.
Карантин
Что такое
Самоизоляцией нередко называют и необходимость пребывания дома, когда речь идёт уже о карантине. Но в этом случае всё переходит из разряда советов в правовую плоскость. Органы власти уже не рекомендуют оставаться дома, а запрещают из него выходить (здесь возможны варианты — зависит от решения конкретного органа). Новые требования закрепляются в нормативном акте, и теперь за их нарушение придётся отвечать.
Карантин действовал в Китае, и именно он помог стране справиться с распространением болезни. Сейчас строгие меры предприняты и во многих других странах. Например, в Италии нарушение изоляции карается огромными штрафами. Прекратили работу предприятия, а граждан просят оставаться дома всегда. В Израиле полный карантин начался 20 марта. Жителям запретили выходить из дома без причин. Аналогично обстоят дела в Германии.
В России карантинные меры пока строгими назвать нельзя. Например, ещё недавно приехавшим из‑за рубежа гражданам без симптомов лишь рекомендовалось оставаться дома на две недели — это та самая самоизоляция. При этом разрешалось, например, гулять с собакой, но в то время, когда на улице мало людей.
Как соблюдать карантин
Вернувшимся из‑за границы и контактировавшим с заражёнными Роспотребнадзор предписывает оставаться дома и не выходить из него весь период карантина. По возможности следует находиться в отдельной комнате, пользоваться отдельной посудой, полотенцами, индивидуальными средствами гигиены. Покупать продукты следует онлайн или с помощью волонтёров. Мусор предлагают складывать в два пакета и выставлять в подъезд. Можно попросить кого‑то выносить его или надеяться на соседей.
Тем, кто оказался на карантине, положен больничный. Его оформляют дистанционно в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования. Для авторизации понадобятся логин и пароль от «Госуслуг». Если вы не можете получить электронный больничный, в обычном виде его выдаст вызванный врач.
Как накажут за несоблюдение карантина
Как только советы превращаются в закреплённые нормативным актом ограничения, угроза наказания становится реальной. Вот что с вами могут сделать:
1. Изолировать насильно. Если вы обязаны соблюдать карантин, но не делаете этого, вас могут поместить в инфекционный стационар.
2. Оштрафовать. За неповиновение законному распоряжению можно отдать КоАП РФ Статья 19.4 500–1 000 рублей.
3. Привлечь к уголовной ответственности. Изначально юристы говорили о статье 236 УК РФ Статья 236 УК РФ — нарушение санитарно‑эпидемиологических правил. По ней предусмотрено наказание вплоть до пяти лет лишения свободы, но только если нарушитель заразил кого‑то и тот умер.
Однако на главного инфекциониста Ставрополья, которая не соблюдала карантин, возбуждены В Ставропольском крае возбудили уголовное дело против инфекциониста за нарушение карантина дела по статьям 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и 293 (халатность). Вторая статья рядовому гражданину не грозит. Но уже понятно, что сюсюкаться с нарушителями не будут. И это дело в том числе должно продемонстрировать решительность властей. Всего за нарушение карантина наказано Полиция наказали более 500 нарушивших карантин россиян более 500 человек.
Со дня на день ответственность могут ужесточить. Такие поправки в КоАП уже рассматривают Штраф для граждан за нарушение карантина составит до 300 тыс. рублей . Максимальный размер штрафа вырастет до 300 тысяч для граждан и 1 миллиона для юрлиц.
Режим чрезвычайного положения
Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.
Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.
На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.
В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.
Какие задачи решает РСЧС?
Condorita
В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, основными задачами РСЧС являются:
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Danil maternovskiy
— разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
— обеспечения готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
— прогнозирование и оценка социально — экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — резервы финансовых и материальных ресурсов) ;
— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— ликвидация чрезвычайных ситуаций;
— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы
и средства наблюдения и контроля включают
те органы, службы и учреждения, которые
осуществляют государственный надзор,
инспектирование, мониторинг, контроль,
анализ состояния природной среды, хода
природных процессов и явлений, потенциально
опасных объектов, продуктов питания,
фуража, веществ, материалов, здоровья
людей и т.д. Благодаря деятельности этих
сил предупреждается значительная часть
чрезвычайных ситуаций, прогнозируется
их возможное возникновение, оповещаются
об угрозе органы управления и население.
К ним относятся:
-
Службы
(учреждения) и организации федеральных
органов исполнительной власти,
осуществляющих наблюдение и контроль
за состоянием окружающей природной
среды, за обстановкой на потенциально
опасных объектах и прилегающих к ним
территориях и анализ воздействия
вредных факторов на здоровье населения; -
Формирования
государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации Министерства
здравоохранения Российской Федерации; -
Ветеринарная
служба Министерства сельского хозяйства
и продовольствия Российской Федерации; -
Службы
(учреждения) наблюдения и лабораторного
контроля за качеством пищевого сырья
и продуктов питания Комитета Российской
Федерации по торговле и Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации; -
Геофизическая
служба Российской академии наук; -
Оперативные
группы постоянной готовности Федеральной
службы России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды; -
Подразделения
Министерства Российской Федерации по
атомной энергии; -
учреждения
сети наблюдения и лабораторного контроля
гражданской обороны.
Как расшифровывается РСЧС
Данная аббревиатура означает — государственная система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях. Это единая российская система, которая подразумевает в случае необходимости подключения других государственных структур: МВД, ФСБ, военные силы и прочие. В это число входят практически все службы страны, которые могут быть полезны в определенных случаях.
Может появится логический вопрос: для чего существует эта система, если в государстве есть соответствующая служба — МЧС. Чрезвычайные ситуации могут быть разными по масштабам. При подключении других структур, МЧС будет координировать их действия. Подключая вспомогательные силы, ЧС удастся разрешить в максимально быстрый срок. Существуют также территориальные органы, которые действуют по регионам страны:
- Сибирский центр — находится в городе Красноярск;
- Северо-западный центр — расположен в Санкт-Петербурге;
- Южный центр — Ростов-на-Дону;
- Главный корпус службы — Москва (Рязань).
Расшифровка и определение РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учения ТП РСЧС
Приставки ФП и(или) ТП к РСЧС расшифровываются как «функциональная подсистема» и «территориальная подсистема» соответственно.
Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:
- предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
РСЧС создана в 1995 году в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 года № 1113 (утратило силу) после принятия Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на базе образованной ранее Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (постановление Правительства РСФСР от 18.04.1992).
3.3. Основные задачи сил и средств рсчс
Основными задачами
сил и средств РСЧС являются:
осуществление
мониторинга, контроля и наблюдения за
состоянием окружающей природной среды
и потенциально опасных объектов с целью
прогнозирования ЧС природного и
техногенного характера, своевременное
доведение результатов до органов
управления РСЧС;
ликвидация
последствий ЧС, проведение АСДНР;
проведение
эвакуационных мероприятий;
проведение
санитарной обработки населения,
специальной обработки территорий,
техники, сооружений;
проведение работ
по первоочередному жизнеобеспечению
населения, пострадавшего в ЧС, участие
в восстановительных работах;
восстановление и
поддержание общественного порядка в
зоне ЧС;
поддержание
личного состава формирований в постоянной
готовности к действиям
в ЧС, его обучение и повышение
профессиональной квалификации;
организация и
осуществление мероприятий, направленных
на повышение уровня готовности населения
к выполнению задач по защите от воздействия
последствий ЧС;
разработка
предложений по совершенствованию
действий в ЧС.
Для ликвидации последствий чс, также могут привлекаться:
-
специально
подготовленные силы и средства
ВС РФ, других
войск в
порядке, определяемом Президентом РФ. -
силы и средства
ОВД в
соответствии с задачами, которые
возложены на них законами и иными
нормативно-правовыми актами РФ и
субъектов. -
общественные
организации, объединения и граждане
под
руководством соответствующих органов
управления по делам ГО И ЧС, при наличии
у участников ликвидации соответствующей
подготовки, подтвержденной в аттестационном
порядке.
Силы и средства
МЧС:
1. Спасательные
воинские формирования постоянной
готовности (бывшие войска ГО).
Онипредназначены
для выполнения наиболее сложных задач
по ликвидации ЧС (ведение общей и
специальной разведок в зонах загрязнения,
ведения АСДНР в наиболее опасных местах).
2. Государственный
центральный аэромобильный спасательный
отряд (Ценроспас). Онсоздан с
целью оперативного реагирования на ЧС
на всей территории РФ путем экстренной
доставки средств спасения, спецоборудования,
грузов, спасателей и экспертов в зоны
ЧС, проведения первоочередных АСР в
этих зонах.
В Центроспасе
организовано круглосуточное дежурство
спасателей и необходимых специалистов,
что обеспечивает ПГ отряда к экстренному
выдвижению в район ЧС. Формирования
отряда способны вести спасательные
работы в автономном режиме 14 суток. В
состав отряда входит аэромобильный
полевой госпиталь на 150 мест.
3. Поисково-спасательная
служба (ПСС). Она
предназначена для:
-
проведения
поисково-спасательных работ в ЧС; -
оказания пораженным
ПМП и их эвакуации в лечебные учреждения; -
проведения
профилактических мероприятий,
направленных на снижение или
устранение опасности для жизни и
здоровья граждан; -
проведения в зонах
ЧС АСР, требующих применения специальных
приемов и соответствующего оснащения.
ПСС объединяет
несколько десятков региональных ПСС и
поисково-спасательных отрядов общей
численностью около 2 тыс. чел.
ПСС и отряды
оснащены современным оборудованием:
гидравлическим инструментом, легко
режущим стальную арматуру; пневмодомкратами,
способными поднимать железобетонные
плиты весом до 20-50 т; акустическими
приборами для поиска живых людей в
завалах и радиолокационными – для
поиска в снежных лавинах; телевизионными
системы поиска пострадавших. Создана
также кинологическая служба МЧС России.
4. Центр по
проведению спасательных операций
особого риска «Лидер». Предназначен
для работы в особых условиях, когда ЧС
отличаются особой спецификой сопряжены
с повышенным риском для жизни
спасателей. Например: выполнение
подрывных и пиротехнических работ,
проведение первоочередных АСДНР особой
сложности в труднодоступной местности,
с десантированием спасателей и грузов,
обеспечивающих выживание населения,
проведение первоочередных спасательных
работ на воде и под водой с использованием
легководолазного снаряжения, обеспечение
сохранности грузов перевозимых в виде
гуманитарной помощи или при эвакуации
мат. ценностей из зоны.
5. Авиация МЧС.
Являетсяважнейшей
составляющей сил РСЧС, решающим образом
влияющих на мобильность и эффективность
действий ее структур при возникновении
ЧС. Включает в себя Государственное
унитарное авиапредприятие, расположенное
в г. Жуковском и отдельные вертолетные
отряды в регионах.