Особенности нарушения пожарной безопасности

Комментарий к статье 20.5. КоАП РФ:

1. Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изм. и доп.) на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные указанным Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер (ст. 3 указанного выше Закона).

2. Данная статья вытекает из содержания ст. 32 упомянутого Закона. В Законе (ст. ст. 11 — 13) приведены в общем виде меры и временные ограничения, которые могут применяться в условиях чрезвычайного положения. Предусмотрено предоставление отдельным должностным лицам права издавать обязательные для исполнения акты, в том числе коменданту территории, который издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения, обязательные для исполнения на соответствующей территории всеми организациями, должностными лицами, гражданами.

3. Ответственность по данной статье может наступать за неисполнение установленных требований, в частности за неисполнение требований о полном или частичном приостановлении на конкретной территории полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления, за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, проведения забастовок, деятельности политических партий и т.п.

4. Ряд требований режима чрезвычайного положения, нарушение которых влечет ответственность по данной статье, может устанавливаться в приказах, издаваемых в пределах своих полномочий комендантом территории, на которой введено чрезвычайное положение (особый режим въезда, продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, и т.п. — см. ст. 18 Закона «О чрезвычайном положении»).

5. Объектами нарушения требований режима чрезвычайного положения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

6. Объективная сторона состава правонарушения характеризуется широким кругом противоправных деяний, что объясняется разнообразием требований режима чрезвычайного положения.

7. Субъектом ответственности за нарушение требований режима чрезвычайного положения могут выступать как граждане, достигшие 16 лет, так и должностные лица.

8

С субъективной стороны нарушение требований режима чрезвычайного положения может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности. В части неисполнения некоторых требований — только в форме умышленной вины, а в отношении других — в форме неосторожности

Например, только умышленная вина характерна для нарушения требований о приостановлении деятельности политической партии, при отказе от предъявления для проверки документа, удостоверяющего личность.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), органов, специально уполномоченных на решение задач в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России (п. п. 1, 7, 78 ч. 2 ст. 28.3).

Повреждение имущественных комплексов

Важно отметить, что на сегодняшний день повреждение или же уничтожение чужих имущественных комплексов тогда, когда соответствующие деяния влекут за собой причинение существенного ущерба, наказывается посредством штрафных санкций. Так, назначается штраф в размере до 40 000 рублей или же в размере зарплаты (другого легального дохода) провинившегося за период, не превышающий трех месяцев

Кстати, хорошей альтернативой на сегодняшний день служат обязательные работы сроком от 100 до 180 часов либо исправительные работы сроком от 1 года. Помимо этого, иногда применяется и арест сроком до 3 месяцев, а также лишение свободы сроком до 2 лет в соответствии с федеральным законодательным актом от 8 декабря 2003 года.

Приведенные выше деяния, которые были совершены из хулиганских побуждений (посредством взрыва, поджога либо иных опасных для общества методов), повлекли за собой смерть человека или другие тяжкие последствия по неосторожности, в соответствии с действующим законодательством наказываются лишением свободы сроком до 5 лет

Уголовно-правовая характеристика

Само по себе несоблюдение ПБ является видом проступка.

А вот уголовным преступлением оно становится, если следствием этого нарушения стал пожар, если человек получит вред средней тяжести или выше, или же умрет.

Это деяние можно совершить двумя способами – действием и бездействием.

Пример: действие – поджечь лес, бездействие – увидеть занимающийся пожар и никому об этом не сообщить и не принять мер по его тушению самолично.

Состав преступления

Объективная и субъективная сторона.

Если несоблюдение ПБ было признано соответствующими органами преступлением, его объективной стороной считается нарушение ППБ, которое повлекло за собой тяжкий или же средней тяжести урон человеческому здоровью, в крайнем случае смерть человека.

Умышленное нарушение (несоблюдение) ППБ, осознанно направленное непосредственно на причинение вреда человеку, характеризуется как умышленное преступление, направленное против личности.

Субъективной стороной в этом же случае (признание проступка преступлением) является обдуманное или неумышленное нарушение ППБ.

То есть если кто-либо случайно подожжет дом (не следуя ППБ), не имея информации о находящихся внутри людях, то это будет квалифицироваться как ст. 219 УК РФ.

А вот если он не будет соблюдать ППБ, зная, что внутри находятся люди, и осознанно подвергая их здоровье опасности, то в случае нанесения вреда людям посредством пожара его действия будут считаться преступлением против личности.

Рассматривая стороны несоблюдения ППБ, объектом этого преступления считается ПБ, иными словами, состояние, в котором защищено имущество, человеческое здоровье, жизнь и прочее от пожара.

А вот субъектом преступления считается лицо, за которым законодательно закреплена обязанность соблюдать ПБ, равно как производить контроль, чтобы не давать другим не соблюдать ПБ.

Другой комментарий к статье 20.4 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает в случае возникновения вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность может наступить только по решению суда. За преступления, совершенные в области пожарной безопасности, предусматриваются следующие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (по № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.): ст. 167, ст. 169 и ст. 219 УК РФ.

Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленное уничтожение (повреждение) чужого имущества, при условии, что это деяние повлекло причинение значительного материального ущерба, наказываются наложением штрафа в размере 50-100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного лица за период до 1-го месяца, либо обязательными работами на срок 100-180 часов, либо исправительными работами на срок до 1-го года, либо арестом на срок до 3-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.

2

Те же деяния, только совершенные путем поджога, взрыва или другим общеопасным способом, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до 5-ти лет

Комментарий к статье:

1. По ч. 2 ст

№167 УК РФ к уголовной ответственности привлекается лицо, которое совершило деяние путем поджога, взрыва или иным опасным для здоровья или жизни способом, либо повлекшее по неосторожности смерть или иные тяжкие последствия

2. Субъект по ч. 2 ст. №167 УК РФ – виновное лицо, достигшее 14 лет.

Статья 168

Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности. 1

Уничтожение \ повреждение чужого имущества в крупном размере, которое совершено по неосторожности, наказывается штрафом в размере до 200 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до 2-х месяцев, либо исправительными работами на срок до 1-го года, либо ограничением свободы сроком до 2-х лет

1

Уничтожение \ повреждение чужого имущества в крупном размере, которое совершено по неосторожности, наказывается штрафом в размере до 200 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до 2-х месяцев, либо исправительными работами на срок до 1-го года, либо ограничением свободы сроком до 2-х лет

2

Деяния части 1, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия наказываются штрафом в размере 200 – 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период 2-5 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет

Комментарий к статье:

1. Согласно ч. 2 ст

№168 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо за деяния, которые совершены путем неосторожного обращения с огнем или иным источником, связанным с повышенной опасностью, либо повлекшие тяжкие последствия, как пожары лесных массивов или повреждение газопровода

2. Субъект данной статьи —лицо, достигшее 16 лет.

Статья 219. Нарушение правил пожарной безопасности

1

Нарушение правил пожарной безопасности, которые совершены лицом, на котором была обязанность по их соблюдению, при условии, что это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, наказывается штрафом в размере 100-200 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период 1-2 месяца, либо ограничением свободы сроком до 3-х лет, либо лишением свободы сроком до 3-х лет с лишением права занимать ответственные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без него

2. Аналогичное п

1 этой статьи деяние, которое повлекло по неосторожности смерть человека или другие тяжкие последствия, наказывается ограничением свободы сроком до 5-ти лет или лишением свободы сроком до 10-ти лет с лишением права занимать ответственные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового

Комментарий к статье:

1. Объективная сторона преступления – это как действие, так и бездействие, которые нарушают правила пожарной безопасности.

2

Преступление может быть совершено по неосторожности, к которой можно отнести легкомыслие или небрежность

3. Субъектом преступления могут стать квартиросъемщики, домовладельцы или вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Группы

Классифицировать безответственное отношение к соблюдению мер противопожарным нормам можно, исходя из условий какая группа требований не выполняется. Среди подобных категорий нарушений, выделяют:

  1. Обучение и ознакомление всего персонала и ответственных лиц с правилами противопожарной безопасности.
  2. Не соблюдение требований к помещениям и территории, которые позволяют уменьшить возможные риски возникновения пожара и причинения материального вреда.
  3. Создание систем защиты объекта средствами сигнализации и локализации возгорания.
  4. Организации безопасного выполнения работ с применением открытого огня.
  5. Безусловное исполнение предписаний надзорных органов.

В зависимости от причиненного ущерба

  1. Административные. Если установлен факт нарушения требования пожарной безопасности, но не было причинено вреда здоровью людей и нанесения материального ущерба
  2. Уголовные. В случае неисполнения установленных требований, ставшие причиной тяжкого вреда здоровью или причинения материального ущерба в крупных размерах.

Ответственный за пожарную безопасность в арендуемом помещении

В большинстве случаев действующие в настоящее время нормативные акты четко определяют, кто и за что отвечает при выполнении требований законодательства, связанного с защитой от огня. Однако, один вопрос до сих пор вызывает неоднозначное толкование юристов. Он связан с определением тех лиц или хозяйствующих субъектов, кто несет ответственность за пожарную безопасность в том случае, когда помещение или здание находится не в собственности, а в аренде у хозяйствующего субъекта.

Существующая на данный момент практика трактует требования законодательства следующим образом. Во-первых, в ст. 38 ФЗ №69-ФЗ четко прописана ответственность за нарушения пожарной безопасности следующих юридических и физических лиц:

  • собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
  • руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
  •  лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
  • Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.

Исходя из основных моментов вышесказанного, следует вполне однозначный вывод, что арендатор несет ответственность за пожарную безопасность помещения, здания или сооружения, которым пользуется, распоряжается или владеет.

При этом обязательно следует обратить внимание на еще одно немаловажное обстоятельство. Требования законодательств дают прямой ответ и на другой вопрос, несет ли арендодатель ответственность за пожарную безопасность объекта защиты? Да, безусловно, причем в не меньшей степени, чем хозяйствующий субъект, взявший помещений или здание в пользование по заключенному арендному договору

Комментарий к статье 20.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Под пожарной безопасностью следует понимать состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных указанным Федеральным законом;

— в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, расчет пожарного риска не требуется.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает в случае возникновения вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий.

2

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины

В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector