Федеральный закон «о службе в органах внутренних дел российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 30.11.2011 n 342-фз ст 53 (ред. от 31.07.2020)

Общие сведения

Общая информация о ФЗ 342 от 30.11 2011 о службе в ОВД имеет 14 глав и 98 статей:

  • основные правила;
  • названия должностей и званий в ОВД;
  • правовое положение сотрудника;
  • официальные отношения внутри органов;
  • процесс продвижения по службе;
  • присвоение званий;
  • безоговорочное исполнение приказов, изданных МВД;
  • порядок работы и отдыха;
  • социальное и правовое обеспечение сотрудников;
  • конфликтные ситуации и их урегулирование;
  • организация состава кадров;
  • окончание службы в ОВД;
  • службы финансов внутри министерства;
  • заключение.

Действующий федеральный закон регулирует права и обязанности, которые возникли во время поступления, выслуги и после окончания службы в ОВД РФ.

Основные положения закона

Термины, применяемые в ФЗ:

  1. Служба в ОВД – профессиональная служебная деятельность в ОВД России с присвоением званий соответствующих должности.
  2. Должности в ОВД – ФОИВ создает и утверждает должности сотрудников.
  3. Руководитель ФОИВ – по поручению РФ нанимает сотрудников в ОВД.
  4. Начальник – руководство ФОИВ, которое руководит всеми сотрудниками.
  5. Уполномоченный руководитель – лицо замещающее руководителя ФОИВ с полномочиями нанимателя сотрудников для РФ.

Предметом стабилизации выступают правовые отношения в процессе поступления, учебы и окончания служебной деятельности в ОВД.

Судебная практика по 342 ФЗ

Предлагается к рассмотрению несколько судебных практик.

Гражданский иск МВД к Харбову Э.А. с требованием взыскать средства, потраченные на обучение

Гр. Харбов был принят на очную форму обучения в МВД с последующей отработкой в 5 лет. После окончания ВУЗа он отслужит 1,9 года, чем нарушил контракт. Предъявлена сумма к возмещению за вычетом отслуженного времени.

На судебном процессе истец не присутствовал (предъявлено заявление о рассмотрении дела без участия представителя МВД), ответчик тоже (место нахождения не установлено).

Решение суда – удовлетворение иска в полном объеме.

Статья 17. Право поступления на службу в органы внутренних дел

1. На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

2. Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.

3. Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается:

1) для замещения должностей рядового состава и младшего начальствующего состава — 35 лет, должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава — 40 лет;

2) для поступления в образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме — 25 лет.

4. Возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел, установленными статьей 88 настоящего Федерального закона.

5. Гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 — 9 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а также в случаях, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на его постоянное проживание на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в органы внутренних дел, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) подвергался уголовному преследованию, которое было прекращено в отношении его за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения, прекращенных не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности принятия на службу преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

5) не согласен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности и нести ответственность, если эти ограничения, запреты, обязанности и ответственность установлены для сотрудников органов внутренних дел настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

6. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

7. На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Возможности прекращения контракта при обоюдном согласии

Расторгнуть договор по собственной инициативе сотрудник ОВД вправе по окончанию контракта, предварительно (за месяц) подав рапорт. Если служащий передумал, рапорт в течение этого месяца возможно забрать. Это никак не отразится на дальнейшей службе.

Увольнение со службы до окончания срока предупреждения возможно, если руководство не против и выполнены все обязательства со стороны сотрудника.

При расторжении срочного контракта по желанию служащего он обязан возместить расходы на обучение, кроме следующих случаев:

  • если член семьи сотрудника МВД не может проживать в местности прохождения срочной службы по состоянию здоровья, а возможности для перевода в другую местность нет;
  • если близкий член семьи нуждается в постоянном уходе по медицинским показателям, по пенсионному возрасту, по инвалидности 1 и 2 группы;
  • родитель-одиночка, нуждающийся в уходе за ребенком;
  • негодность по болезни, основанная на заключении военно-врачебной комиссии.

Особые условия также дают возможность расторжения срочного договора без возмещения затрат на учебу.

Редакции закона

Весной 2017 года в ФЗ номер 342 были внесены многочисленные поправки и изменения. Произошли перемены в регулярных проверках сотрудников ОВД на профпригодность. Сейчас руководитель контролирует персональное обучение сотрудника, которое проходит по месту работы.

Редакции законов приведены ниже.

Ст. 11 – о правах служащих в ОВД:

  • повышение квалификации и образование доступно для всех сотрудников;
  • качественное выполнение работы несет право на соответствующую оплату труда (мотивация);
  • выполнение обязанностей по службе обеспечивается информацией и материалами дела;
  • государственная и служебная тайна в доступе;
  • открыт доступ к личному делу и отзывам о персональной службе;
  • личная информация безопасна.

Сотрудник ОВД вправе носить при себе и хранить огнестрельное оружие в месте, специально отведенном для него.

Ст.12 – об основных обязанностях сотрудников ОВД:

  • действия сотрудника строго регламентированы законодательством РФ, знания которого подлежат проверке;
  • приказы, исходящие от начальства, не подлежат обсуждению, приказы начальства, идущие вразрез с законом, не выполняются;
  • анализирование вопросов по службе с руководством;
  • соблюдение интересов физ. и юр. лиц при выполнении служебных обязанностей;
  • информация о нарушении закона сообщается начальству незамедлительно;
  • неразглашение конфиденциальной информации;
  • предоставление данных об имущественных доходах близких членов семьи.

Ст. 13 – о правилах поведения служащих в МВД:

  • забота о собственной репутации;
  • проявление сотрудником уважения и тактики;
  • сохранять нейтралитет в политике и религии.

Ст. 22 – действия по инструкции недопустимы в отношении:

  • беременных граждан, инвалидов, детей до 14 лет (за исключением группового вооруженного нападения);
  • проходящих митингов, шествий, если порядок не нарушается.

Ст. 106 – о зонах и территориях со специальными условиями (новое положение о сзз): здания и сооружения на определенных территориям считаются самовольными постройками и подлежат ликвидации.

Особо важные статьи 342 ФЗ

Рассмотрим ФЗ 342 органов внутренних дел, а именно краткое содержание некоторых статей.

Статья №12 указывает на главные обязанности служащего ОВД:

  • регламент конституции РФ знает и соблюдает;
  • знает и исполняет должностной регламент;
  • во время исполнения службы соблюдает права и интересы граждан;
  • периодически проходит курсы повышающие квалификацию;
  • не разглашает секретную информацию.

Статья №13 указывает на поведение служащего ОВД:

  • к предполагаемому злоумышленнику соблюдает нейтралитет;
  • тактично и вежливо относится к гражданам и сослуживцам;
  • заботится о чести и достоинстве.

Статья №22 говорит об особенностях, которые присутствуют при заключении договора с лицом, имеющим желание вступить в ОВД.

Статья №30 гласит, что при переводе сотрудника должность сохраняется.

Статья №31 говорит о возложении обязанностей при замещении вышестоящего по службе сотрудника и сроках замещения.

Статья №49 описывает грубые нарушения:

  • неаргументированное отсутствие на рабочем месте;
  • огласка секретной информации;
  • непрохождение медкомиссии;
  • незаконные действия в отношении российских подданных и сотрудников.

Статья №50 описывает наказания, предусмотренные законодательством в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • строгого выговора;
  • предупреждения;
  • понижения в чине;
  • взыскания (привлечение к материальной ответственности);
  • отстранение от службы.

Статья №52 определяет правила должностной проверки.

Статья №56 описывает предоставление основных и личных отпусков.

Статья №57 устанавливает основной отпуск продолжительностью в 45 дней.

Статья №61 устанавливает максимально 10 дневный отпуск по личным причинам. Количество таких отпусков не ограничено.

Статья №72 описывает решение споров в суде.

Статья №84 устанавливает причины для расторжения контракта:

  • ухудшение здоровья;
  • нужда в заботе о малолетнем ребенке или ребенке-инвалиде;
  • нужда о заботе за престарелыми или родственниками-инвалидами.

Заявление о предстоящем уходе подают не позднее, чем за 30 дней до отставки. Законодательство РФ не предусматривает увольнения сотрудника без предупреждения.

Статья 49. Нарушение служебной дисциплины

1. Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

2. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

Обзор документа

Президент РФ подписал поправки к Закону о службе в ОВД, которыми уточняются в т. ч. порядок присвоения специальных званий сотрудникам ОВД, квалификационные требования к должностям, ограничения и запреты по службе, возрастные ограничения для поступления на службу и ее прохождения, порядок исчисления сроков нахождения сотрудников в распоряжении ОВД, правила исчисления стажа службы и режим служебного времени отдельных категорий сотрудников.

Испытание при приеме на службу не будет устанавливаться в отношении лиц, замещавших должности в системе МВД. Сотрудники-отцы могут брать больничный по уходу за своими детьми, если у матерей отсутствует объективная возможность сделать это. Закреплено право на дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет.

Увеличен предельный возраст пребывания сотрудников на службе по категориям среднего, старшего и высшего начальствующего состава.

Предусмотрена возможность в течение 5 лет после достижения предельного возраста заключения с сотрудниками, имеющими положительную последнюю аттестацию и соответствующими требованиям к состоянию здоровья, новых контрактов не менее чем на 1 год.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 51.1. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения

1. Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), — и на основании рекомендации указанной комиссии. С согласия сотрудника органов внутренних дел и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения взыскание, за исключением увольнения в связи с утратой доверия, может быть применено на основании доклада подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения такого сотрудника.

3. При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.

4. Взыскание в виде замечания или выговора может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения.

5. Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. В акте о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания наложения взыскания указывается статья 50.1 или 82.1 настоящего Федерального закона.

7. Копия акта о наложении на сотрудника органов внутренних дел взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в наложении на сотрудника органов внутренних дел такого взыскания с указанием мотивов вручается сотруднику органов внутренних дел под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

8. Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.

9. Если в течение одного года со дня наложения взыскания сотрудник органов внутренних дел не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4 или 5 части 1 статьи 50 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному статьей 50.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон (кроме уголовных дел частного обвинения), вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, за исключением случаев, если на момент рассмотрения вопроса о возможности нахождения сотрудника органов внутренних дел на службе преступность деяния, ранее им совершенного, устранена уголовным законом;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в органы внутренних дел.

2. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники органов внутренних дел, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

3. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Обязанности, исполняемые временно

Должностное замещение определенных должностей в ОВД происходит на конкурсной основе для установления необходимой квалификации.

Без конкурса на временное исполнение обязанностей принимают:

  • сотрудников назначенных Президентом РФ;
  • лиц, находящихся в запасе (за исключением педагогов).

Претендент на вакантную должность должен обладать необходимой квалификацией для соответствия вакантной должности, в противном случае ему будет отказано. Проведением конкурса занимается специальная комиссия. При несогласии с отказом гражданин имеет право на обжалование распоряжение в судебном порядке.

Условия и порядок, при которых проводится конкурс должностное замещение, определяются ФОИВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector