Нормативно-технические документы в строительстве

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияКанатные дороги, фуникулерыКладбищаАрхивыАттракционыЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетов

Виды требований

Ключевой момент — выполнение в строительном секторе различных видов требований:

  • Планирования и постройки объектов (сооружений, зданий), а также инженерного оборудования и различных конструкций.
  • Организационно-методических. Целью выполнения таких требований является обеспечение необходимого качества строительной продукции.
  • Общие технические — требования, которые входят в категорию строительных и проектных процессов, в том числе инженерных изысканий.

В нормативных актах, которые применяются в строительном секторе, не включены требования в отношении технических процессов возведения объектов. Также в них отсутствуют положения, составление которых относится к полномочиям исполнительных структур иных отраслей. В различных случаях строительная документация может содержать ссылки на определенные требования в санитарной или экологической сфере.

1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

1.1.* Основными задачами нормирования в строительстве являются:

проведение единой технической политики в капитальном строительстве;

повышение эффективности капитальных вложений;

обеспечение надежности и долговечности объектов при проектировании и строительстве;

ускорение научно-технического прогресса в строительстве, внедрения достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта в практику проектирования и строительства, а также производства строительных конструкций, изделий и материалов;

экономия материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов;

установление требований, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда и быта в проектируемых предприятиях, зданиях, сооружениях и населенных пунктах;

обеспечение надлежащего качества строительства, снижения его стоимости, высокого уровня градостроительных, объемно-планировочных и конструктивных проектных решений;

рациональное использование земель, других видов природных ресурсов и охрана окружающей среды;

совершенствование организации проектирования и инженерных изысканий, сметного дела, строительства и производства строительных конструкций, изделий и материалов;

создание в ряде областей нормирования совмещенных норм технологического и строительного проектирования.

Функции

Нормативная документация в строительном секторе выполняет следующие функции:

  • Создание безопасных условий для жизни и работы в создаваемых строительных объектах.
  • Обеспечение высокого качества продукции в строительном секторе, снижение ее стоимости.
  • Защита людей и строительных объектов от появления чрезвычайных ситуаций.
  • Повышение ликвидности капиталовложений (инвестиций) в строительный сектор.
  • Правильное применение трудовых и денежных ресурсов.
  • Выполнение действующих требований в сфере экологии, обеспечение долговечности и надежности возведенных строительных конструкций.
  • Обеспечение единой технической политики в сфере капстроительства.
  • Оптимизация процесса создания проектов и продукции в строительном секторе.
  • Создание общей технической политики в секторе капстроительства.
  • Внедрение новых технологий в строительный сектор, применение опыта других стран при создании строительной продукции.
  • Усовершенствование сотрудничества между различными странами.
  • Совмещение различных видов норм (строительных и технологических) для определенных сфер нормирования.

Перечень нормативных актов в строительстве

  • нормативные акты, имеющие федеральное либо региональное значение. Вопросы о признании подобных документов действительными рассматривают соответствующие гос.органы (как исполнительные, так и представительные);
  • стандарты национального (государственного) значения и иные нормативные акты, так или иначе касающиеся сертификации и стандартизации. Признание действующими таких документов доверено Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии;
  • руководящие документы, утвержденные Ростехнадзором;
  • СП и стандарты, разработка и утверждение которых осуществлялось уполномоченными органами зарубежных стран;
  • СП и стандарты, признанные региональными организациями, сфера деятельности которых, непосредственно, связана со стандартизацией.

Все типы нормативных актов, из которых состоит информационно-справочная система, не могут устанавливать требования по вопросам, чьим урегулированием занимается гражданское право, трудовое законодательство либо прочие правовые акты.

Основное назначение норм состоит в том, чтобы обозначить структуру, концепцию и принципы системы, а также требования, предъявляемые к ее содержимому, структурированию, оформлению. К тому же, именно они определяют утверждение и использование тех или иных строительных документов.

Стандарты

Составляющей нормативной документации являются стандарты. В эту категорию входят следующие документы:

  • ГОСТ Р (национальные стандарты).
  • Стандарты, которые утверждаются национальным органом РФ по стандартизации. В эти документы включаются характеристики строительных продуктов, характеристики, правила выполнения, особенности процессов проектирования, монтажа, наладки, хранения и прочие нюансы.
  • Межгосударственные стандарты, которые вводятся в действие и работают на территории РФ.
  • Отраслевые стандарты, которые действуют применительно к конкретным секторам строительной сферы.
  • Стандарты организаций (СТО) и предприятий (СТП). Эту документацию принимают общественные объединения и компании в отношении технологии и организации производственного сектора, а также обеспечения качества строительной продукции.

Другими словами, стандарты делятся на  несколько категорий:

  • Государственного значения.
  • Утвержденные органами зарубежных стран и действующие на территории РФ.
  • Документы, признанные региональными организациями.
  • Местные стандарты (для предприятий, компаний).

Главным назначением стандартов является обозначение концепции, структуры и принципов системы, а также требований, которые предъявляются к оформлению и структурированию. От их выполнения зависит утверждение и применение строительных документов.

Одним из главных международных стандартов  считается ISO, который разработан Международной организацией по стандартизации. В структуре органа работают различные комитеты, занимающиеся разработкой норм для тех или иных отраслей. В состав упомянутых комитетов входят подкомитеты. Россия вошла в совет ISO в 2005 году.

Сфера ISO касается всех областей, кроме электроники и электротехники. Последние сектора относятся к МЭК (международной электротехнической комиссии). Некоторые виды  работ выполняются совместно. В задачи ИСО входит не только стандартизация, но и решение вопросов сертификации. Официальные языки — французский, английский и русский. Сегодня в состав организации входит 163 страны, имеющие национальные организации по стандартизации.

На территории России с 2004 по 2010 года действовало Ростехрегулирование — федеральное агентство, занимающееся вопросами метрологии и регулирования. С 2010 года оно преобразовалось в Росстандарт. Это государственный орган, которые оказывает услуги в секторе метрологии и технического регулирования. Он находится под управлением. Минпромторга РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обязательное

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСОБИЯМ

1. Пособия не являются нормативными документами.

2. Пособия детализируют отдельные положения нормативных документов, содержат примеры и алгоритмы расчетов, текстовые, табличные и графические данные и другие вспомогательные и справочные материалы, необходимые для проектирования и строительства.

3. Необходимость разработки Пособия устанавливается, как правило, в техническом задании на разработку нормативного документа.

4. Пособия к нормативным документам разрабатываются, утверждаются и выпускаются научно-исследовательскими или проектными организациями, являющимися ведущими организациями-разработчиками этих нормативных документов, либо другими организациями по согласованию с ведущей организацией.

5. После названия Пособия должны указываться название и шифр нормативного документа, к которому оно разработано.

6. К одному нормативному документу в зависимости от его содержания может выпускаться одно или несколько Пособий.

7. Пособия к строительным нормам и правилам разрабатываются по планам, утверждаемым Госстроем СССР, к ведомственным и республиканским документам — по планам, утверждаемым министерствами (ведомствами), госстроями союзных республик.

8. При планировании сроков разработки Пособий следует исходить из того, чтобы Пособия выпускались с минимальным (не более 6 месяцев) разрывом во времени после утверждения нормативного документа.

9. Внесение изменений в Пособия и исключение их из числа действующих осуществляется утвердившими их организациями.

10. Организации, утвердившие Пособия, несут ответственность за правильность включенных в них данных, их техническую и экономическую обоснованность и за последствия их применения (согласно ответственности, предусмотренной в п. 5.1).

11. Организации, утвердившие Пособия, ежегодно проверяют их соответствие нормативным документам, уровню науки и техники, устанавливают необходимость их обновления или отмены и представляют в Госстрой СССР списки действующих Пособий для опубликования.

12. Организации могут принимать под свою ответственность решения, более эффективные по сравнению с содержащимися в Пособиях.

6. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

6.1. Постоянный контроль за соблюдением требований нормативных документов должны обеспечить организации, учреждения и предприятия, осуществляющие проектирование, инженерные изыскания и строительство, а также производство, транспортирование и хранение конструкций, изделий и материалов.

6.2. Выборочный контроль за соблюдением требований нормативных документов осуществляют Госстрой СССР, министерства и ведомства, госстрои союзных республик в соответствии с ежегодно утверждаемым Госстроем СССР планом и планами, утверждаемыми министерствами (ведомствами) , госстроями союзных республик.

6.3. Госстрой СССР производит проверки организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, министерства и ведомства — проверки подведомственных организаций (по поручению Госстроя СССР — независимо от ведомственной подчиненности) , госстрои союзных республик — проверки подведомственных организаций и организаций министерств и ведомств союзной республики.

6.4. Результаты проверки соблюдения требований нормативных документов оформляются актом.

Акты проверок должны направляться органам, в ведении которых находятся проверявшиеся организации. для принятия мер.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорДругоеИскусство. Культура. ФилологияКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Масса рукава¶

Условный проход DN Масса, кг, не более
1 м рукава рукав длиной 15 м рукав длиной 20м
25 0,25 3,75 5
40 0,34 5,1 6,8
50 0,45 6,75 9
65 0,55 8,25 11
80 0,65 9,75 13
90 0,83 12,45 16,6
150 1,2 18 24
Примечание. Для рукавов специального исполнения допускается увеличение значения массы на величину не более 0,05 кг на один метр рукава.

Список нормативной документации в строительстве

Если исходить из СНиП РФ от 10.01.1994 года, нормативные документы в строительстве условно делятся на три группы.

Государственные

В эту категорию входят следующие документы:

  1. СНиП — один из наиболее старых стандартизированных документов, который утвержден Госстроем еще в период СССР и применяется сегодня. Более того, именно эта нормативная документация используется при организации строительства, считается базой строительных правил и норм. СНиП отличается весьма жесткими требованиями, но не ограничивает свободу архитектурных или инженерных работ.

В состав нормативных документов входят:

Общие положения СНиП. В них указываются задачи и цели, которые преследовались при создании документации, правовые и технические нормы. Здесь же прописываются обязательства и права ответственных лиц.
Нормы проектирования — главная составляющая СНиП. В ней определяются федеральные правила и стандарты, действующие в строительном секторе

При разработке упомянутых норм берутся во внимание особенности конкретного региона.
Правила, характерные для вопросов приемки и сдачи работ, а также для выполнения производственного процесса.
Нормы дополнительных трат на работы по строительству. Они зависят от сезона и касаются всех типов объектов (постоянных и временных).

Одной из функций СНиП также является установка строительных стандартов, которые устойчивы к землетрясению зданий.

  1. ГОСТ Р — государственные стандарты, которые действуют в строительном секторе. Здесь указываются положения, имеющие различный характер (рекомендательный и обязательный). Действующие правила устанавливают конкретные характеристики и параметры для строительных объектов или продукции, менять которые запрещено.
  2. СП — набор правил, которые действуют при составлении проектной документации и строительстве. Особенность документации в том, что она дает рекомендации и не обязательна к применению. В состав СП входят таблицы, справочные данные, расчеты и прочая информация, которая ранее включалась в СНиП и была обязательной.
  3. РДС. В эту категорию входят руководящие документы системы, а именно информация о правилах оформления, утверждения и дальнейшего применения нормативных документов.

Субъектов федерации

На нижнем уровне применяется СНиП государственных субъектов. К этой категории относятся территориальные (местные) строительные нормы, которые характерны для определенного региона. Они обязательны к применению исключительно для регионов, которые утвердили и применяют нормативную документацию.

Производственно-отраслевые документы

Сюда входят производственные стандарты, в состав которых включены положения в отношении организации и технологии процесса. Он должны выполняться конкретной организацией или компанией.

Кроме того, в перечень нормативной документации входит:

  • Группа стандартов (о них пойдет речь в последнем разделе статьи).
  • Технические условия (ТУ) на изделия, стройматериалы, конструкции и прочую продукцию, которую выпускают промышленные компании.

Что стоит знать?

В системе нормативной документации, действующей в строительном секторе, имеются положения, которые обязательны для органов надзора и управления, а также объединений, специализирующихся на применении и разработке нормативных актов. При этом форма собственности и принадлежность таких организаций не имеет значения.

Информация в документации делится на три категории — обязательная к применению, рекомендуемая и справочные данные. К обязательным документам относятся те положения, которые должны беспрекословно выполняться субъектами строительной сферы. Рекомендуемые положения могут корректироваться с учетом производственных обстоятельств или задач потребителя.

В нормативную документацию включены положения, определяющие нюансы эксплуатации построенных объектов, в том числе применяемых материалов и определенных конструкций. Иными словами, такие документы устанавливают эксплуатационные характеристики, которые должны быть соблюдены в процессе разработки проекта и возведении сооружения.

Госуслуги

Аттестация экспертовВыдача разрешения на ввод в эксплуатациюВыдача разрешения на строительствоВыдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской ФедерацииПодтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооруженийВедение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабженияСпециальные технические условия Утверждение документации по планировке территорииПринятие решения о подготовке документации по планировке территорииВидеороликиФормы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрениюСтатистические и аналитические сведения о результатах мониторингов предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственных услугГрадостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХУправление многоквартирными домамиКапитальный ремонт в многоквартирных домахЛиквидация аварийного жильяМодернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестицийВнедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФЭнергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфереОбщественный контроль в сфере ЖКХИнформирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХГрафики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Система нормативных документов

Система нормативных документов – это комплекс связанных между собой регламентов и норм, правил и стандартов в строительной отрасли (утверждением документации подобного рода занимаются исполнительные и руководящие органы государства). Они позволяют существенно помочь в работе строительным фирмам. Подобные информационные системы систематически дополняются новой информацией. Другими словами, в них собраны все актуальные технические сведения, без которых нельзя выполнить даже одну производственную стадию при изготовлении строительного оборудования. Вся эта информация направлена на то, чтобы защитить права каждого потребителя, будь то фирма, общество или государство.

Совершенствование отечественной системы нормативных документов основано на действующих госстандартах, правилах и нормах с учетом принятого законодательства, новым устройством регулирования и сложившейся экономической ситуации.

Современные нормативные документы разрабатываются с единой целью – защитить интересы каждого потребителя, которые охраняются законом, чтобы стимулировать проявление активной позиции строительных предприятий и отдельных специалистов.

В основу информационной системы легли законодательные акты, такие как Градостроительный кодекс РФ, ФЗ «О техническом регулировании». Именно в нем здесь полное собрание нормативных и технических регламентов, стандартов, норм.

Нормативно-техническая документация представлена:

  • регламентами, где предусмотрены требования, которые следует в точности исполнить;
  • нормативными актами, где указана информация, как должны выглядеть объекты технического регулирования. Если быть точнее, то здесь перечисляются требования, предъявляемые к строительным продуктам и основным процессам их жизненного цикла типа проектных, строительных, производственных, монтажных и наладочных работ, а также использования, хранения, транспортировки и переработки;
  • стандартами (обозначаются как ГОСТ Р), утверждаемыми соответствующим национальным органом РФ;
  • документами, где перечислены характерные особенности продукции и принципы реализации проектных, строительных, монтажных, наладочных, эксплуатационных работ и, конечно, хранения, транспортировки, переработки, оказания услуг. Подобные нормативные акты значительно упрощают многоразовое выполнение перечисленных процессов;
  • нормативными актами межгосударственного значения, которые имеют законную силу в пределах России и используются, как документы федеральной значимости;
  • отраслевыми стандартами (ОСТ) и нормами технологического проектирования, которые актуализируются соответствующими отраслевыми министерствами;
  • СТП (стандарты предприятий) и СТО (стандарты организаций). Они создаются и утверждаются некоммерческими объединениями, которые специализируются на вопросах организации производственной деятельности и проверки качества изготавливаемых продуктов. Причем, СТП так же, как СТО, может использовать не одно предприятие при условии заключения контракта с фирмой-автором;
  • руководящими документами (РД). Их утверждение входит в обязанности органов надзора, причем, данная процедура установлена законодательством;
  • сводами правил (СП), разработанных в строительной сфере и проектной деятельности. Именно такие СП определяют основные рекомендации по развитию информационной системы и по принятию решений в отдельных вопросах, которые не регламентированы специальными нормативными актами;
  • строительными нормами, обязательными для выполнения на определенной территории. Их актуализацией занимаются исполнительные органы субъектов РФ;
  • тех. условиями (сокращенно ТУ), используемыми разработчиками и производителями строительных материалов, конструкций и прочих изделий промышленных предприятий в качестве НТД на производство перечисленной продукции.

Все нормативные акты информационной системы делятся на документы субъектов государственной(федеральные) и хозяйственной деятельности (производственно-отраслевые). При этом межгосударственные стандарты строительной отрасли, действующие в пределах российских границ, активно используются как федеральная документация.

Кроме вышеуказанных разновидностей строительной нормативной документации Система содержит и другие:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector