Можно ли при строительстве частного дома не соблюдать противопожарный разрыв

Бетон и железобетон

Изделия из бетона/железобетона негорючие и огнестойкие, они легко противостоят пламени. Однако, длительное воздействие высоких температур губительно для них. При 250-300оС уменьшается прочность, а при 550оС материал начинает разрушаться. Существует  жароупорный бетон, который выдерживает 1000оС.

Огнеустойчивость бетона

На устойчивость конструкций влияют составляющие материалы, размеры сечения и содержание арматуры. Как правило, чем больше толщина преграды, тем выше предел огнестойкости. В графике показана зависимость материала от толщины конструкции и длительности пожара. Видно, что противопожарная перегородка 1-го типа это преграда толщиной около 60 мм.

Нормативное расстояние между постройками на участке

Ширина противопожарного проезда вокруг здания. Пожарный проезд. Ширина пожарного проезда. Нормы пожарного проезда

Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач.

Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий.

Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.

ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:

  • ширина проезда для пожарных машин должна быть не менее 350 сантиметров при высоте объекта до 12 м., 420 сантиметров – для сооружений до 45 м., 600 сантиметров – для более высоких зданий;
  • дистанция от края въезда машин МЧС до здания высотой в среднем 5 этажей должна быть не больше 25 м., девятиэтажных домов – 8 м., более этой высоты – 10 м;
  • если ширина объекта не превышает 18 метров можно сформировать односторонний проезд к фасаду, если превышает – 2-стороний;
  • при ширине сооружения более 100 погонных метров или площади, превышающей 10 тысяч м2 необходимо строить дороги со всех сторон;
  • если специализированные выезды совпадают с основным подъездом, в их ширину разрешается включать пешеходный тротуар;
  • искусственное покрытие подъездных путей должно быть рассчитано на значительные статические и динамические нагрузки, оказываемые специализированной техникой;
  • для проезда противопожарной спецтехники сооружаются арки, их высота должна быть не меньше 450 сантиметров, а ширина – не менее 350 сантиметров, в районах старой застройки эти проезды должны находиться друг от друга на расстоянии не более 300 метров, в новостройках – 180 метров;
  • к природным и искусственным водоемам, находящимся в непосредственной близости к инфраструктуре населенных пунктов должен быть сооружен проезд, согласно противопожарным требованиям;
  • на территориях товариществ садоводов (СНТ), дачных кооперативов, коттеджных поселков, в сельской местности необходимо организовать подъездные пути к каждому из участков и сооружениям общественного использования, согласно требованиям ширина проезжей части должна быть не менее семи метров, а подъездных путей – не менее 350 сантиметров, чтобы пожарная машина прошла по ширине.

На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.

Требования

Законодательно-нормативной базой требований необходимости создания, правильного обустройства и содержания барьеров против лесного пожара служат следующие документы:

  • «Лесной кодекс РФ».
  • «Правила пожарной безопасности в лесах».
  • «ППР в РФ».
  • ГОСТ Р 57972-2017, устанавливающий требования к объектам обустройства лесов против пожаров.
  • «Рекомендации по профилактике, регламенту деятельности лесных пожарных служб».
  • «Рекомендации по созданию защитных полос в лесах путем контролируемого выжига сухой травы».

В законодательных актах, нормативных документах изложены следующие требования к созданию системы барьеров:

  • В статье 53_1 ЛК РФ указано на необходимость прокладки просек шириной 10–100 м, создания противопожарных разрывов, обустройства минерализованных полос; строительства, реконструкции, надлежащей эксплуатации дорог, что предназначены для охраны леса от пожаров.
  • Большие массивы хвойного леса следует разделять на участки, блоки размерами 2–12 тыс. гектаров. При этом если существующих природных преград огню, искусственных разрывов не хватает, то следует дополнительно обустраивать барьеры с дорогами, вдоль которых необходимо высаживать полосы из лиственных деревьев, чтобы система существующих и дополнительных барьеров образовывала замкнутый периметр вокруг защищаемого лесного блока.
  • Такие блоки хвойного леса, учитывая ценность пород, степень опасности возникновения очага возгорания, следует делить барьерами/заслонами на участки размерами 400–1600 га. Для этих целей следует обустраивать полосы из лиственных деревьев по сторонам магистралей для железнодорожного, автомобильного транспорта шириной 30–50 м; вдоль других противопожарных разрывов, включая квартальные лесные просеки – по 10–15 м с обеих сторон.
  • Большие по площади хвойные молодняки рекомендовано разделять на блоки размером 25 га, используя минерализованные полосы, лесохозяйственные дороги, пожарные проезды, создавая полосы из лиственного молодняка, трудногорючих кустарников шириной 10 м.
  • По периметру населенных пунктов, что расположены возле хвойных массивов, должны создаваться пожароустойчивые опушки шириной не меньше 150 м с высадкой лиственных деревьев, а по границам опушек следует выполнять минерализованные полосы шириной не меньше 2,5 м.
  • Лесохозяйственные дороги, пожарные проезды, как имеющиеся, так и дополнительно обустраиваемые внутри барьеров, должны соединяться с общей сетью дорог данной местности.
  • В проекте противопожарного обустройства лесов требования к выполнению противопожарных разрывов, барьеров – ширина, площади отдельных блоков лесного массива устанавливаются в зависимости от пород, высоты деревьев, пожарной опасности.
  • В качестве противопожарных разрывов прежде всего необходимо использовать существующие природные барьеры – реки, озера с прилегающими безлесными, затопляемыми долинами, участки лиственных лесов; а также транспортные коммуникации – линии электропередачи, трубопроводного транспорта, железнодорожные, автомобильные магистрали.
  • Вдоль противопожарных разрывов следует обустраивать полосы шириной 50–60 м из лиственных деревьев, а общая ширина барьеров/заслонов, способных служить надежной преградой развитию пожаров в лесах, а также опорными полосами при организации, проведении работ при ликвидации действующих очагов, должна быть не меньше 120–150 м.
  • Когда обустройство заслонов из лиственных деревьев затруднено, невозможно, то участки хвойных лесов шириной 120–150 м по обоим сторонам противопожарного разрыва – дороги, линии электропередачи, магистрального трубопровода следует тщательно очищать от древесного подроста, подлеска, сгораемого мусора, обрубая по возможности нижние ветви хвойного древостоя на высоте 1,5–2 м.

Важным условием эффективности и надежности системы барьеров является регулярный контроль (надзор) со стороны работников лесного хозяйства, сотрудников лесопожарной охраны с целью выявление и устранение недостатков. Систематический уход, обновление минеральных отсыпок, удаление подроста, подлеска, сгораемого древесного мусора.

Особенности устройства

Прокладка, обустройство барьеров против пожаров, разрывов между блоками, частями массивов леса, опорных минерализованных полос осуществляется различными способами:

  • Внутри лесов, на опушках – сплошной вырубкой, зачисткой просек, вывозом стволов деревьев, сгораемых отходов; специальными лесными прокладчиками, плугами.
  • На песчаных участках – навесным автотракторным оборудованием с фрезами, с выносом минеральной основы наружу.
  • По периметру населенных пунктов, вокруг производственных, складских предприятий; на границах сельскохозяйственных объектов – с использованием бульдозерной; автотракторной техники, с соответствующим навесным оборудованием для обработки почвы, отвала грунта.
  • Копкой рвов, канав, используя экскаваторы, мощные бульдозеры, тракторы-траншеекопатели.
  • Отжигом сухой травы между минерализованными полосами, рвами, ручьями.
  • Высадкой полей сельскохозяйственных культур, изгородей из кустарников, не поддерживающих горение.
  • Обустройством противопожарных заслонов, лесополос из лиственных деревьев.
  • С использованием взрывчатых веществ.

В ситуациях отсутствия, невозможности доставки, использования тяжелой техники, механизированных средств создание барьеров против пожара на небольших по длине, ширине участках массивов, лесных опушках осуществляют при помощи ручного инструмента – граблей, лопат, мотыг, удаляя сгораемый мусор, срезая верхний слой почвы до минеральной основы.

Предел огнестойкости

Под воздействием огня все вещества в процессе химических реакций и сопутствующих им явлений теряют свои физические свойства

Для строительных конструкций важно:

  • Потеря несущей способности, которая внешне выглядит как деформация, прогиб, обрушение.
  • Нарушение целостности, то есть появление трещин, отверстий.
  • Отсутствие теплоизолирующих свойств, когда конструкции прогреваются на всю толщину, температура не нагреваемой поверхности также достигает больших значений.

Эти признаки называется предельным состоянием. Предел огнестойкости – это время от начала воздействия пламени на конструкцию до появления предельного состояния. Оно обозначается как REI, где R – утрата несущей способности, E – целостности, I – теплоизолирующего свойства.

Санитарные нормы дистанций между домами и строениями

Что означают данные нормы

В первом случае имеется ввиду возможность сквозного движения специализированной техники через конкретную зону, а во втором — возможность приблизиться к объекту. Оба момента призваны обеспечить доступ сотрудников МЧС и их оборудования к зданиям, в которых обнаружено возгорание.

Согласно СНиП 2.07.01-89 существующие нормы противопожарной безопасности обязаны обеспечить беспрепятственный подъезд пожарных машин к зданию, а также свободный доступ команды МЧС в каждое помещение с автоподъёмников или со спецлестниц.

Подобная формулировка налагает особые требования к обустройству пожарных арок или проездов, которые должны соответствовать заданным стандартам. Здесь следует уточнить, что пожарным проездом называется разрыв конструкции или расстояние между постройками, которое обеспечивает свободный проезд пожарной спецтехники в любой чрезвычайной ситуации. Кроме того, он предотвращает распространение огня на соседние здания.

Ширина и высота проезда для пожарных машин

Технический регламент, действующий в Российской Федерации и утверждающий требования к пожарной безопасности, гласит, что:

  1. Расстояние для проезда пожарных машин от края арки до строения должно быть не менее 5 метров. При этом для высотных зданий свыше десяти этажей минимальное расстояние составляет 10 метров.
  2. Сквозные проезды в сооружениях, должны иметь ширину, равную или превышающую 3,50 метра, а высоту, с учётом высоты пожарной машины стандартного образца — не менее 4,25 метра.
  3. Располагаться арки могут максимум через каждые 300 метров, а в случае застройки по периметру данная дистанция не должна превышать 180 метров.

Исключения из правил

При этом в поселениях и/или районах исторической застройки регламентом разрешается оставлять параметры существующих проездов без изменений. Помимо вышеуказанного  случая, ширина проезда может не соответствовать нормам, если:

  • стены соседних сооружений не имеют окон, а их огнестойкость соответствует 1-й и 2-й степеням — можно сузить разрыв на 20%;
  • здания расположены в зоне сейсмической активности достигающей девяти баллов — необходимо расширить проезд на 20%;
  • одна из построек имеет огнестойкость от 3-й до 5-й степени и расположена в 100-километровой береговой полосе — увеличение ширины на 25%;
  • соседние дома являются двухэтажными каркасно-щитового типа или же имеют горючую отделку фасада — разрыв делают на 20% больше.

Расстояния между хозяйственными постройками регламентом не нормируются, а степень огнестойкости присваиваются согласно ГОСТ 30247.

Выполнение указанных правил, среди которых основополагающей нормой является соблюдение просветов между строениями, жизненно важно для людей, а также для сохранности их имущества

Что надо знать при оказании первой помощи

Факторы, влияющие на значения противопожарных разрывов

Выбор показателей противопожарных разрывов на объекте производится в зависимости от факторов, которые провоцируют перемещение очага возгорания от одного сооружения (здания) к другому. К таким факторам относят:

  1. Горящие искры. При горении материалов образуются искры, которые могут разлетаться на большие расстояния, с превышением противопожарных разрывов. Основную опасность представляют искры, попадающие на горящие конструкции.
  2. Непосредственное попадание источника возгорания, огня с горящих конструкций на соседние здания. На процесс распространения пожара влияют такие факторы как скорость ветра, мощность источника возгорания и пр.
  3. Конвективные потоки. Пожар распространяется с учетом этого фактора лишь при близком расположении зданий, без соблюдения противопожарных разрывов.
  4. Тепловое излучение – один из основных механизмов, который определяет значения противопожарных расстояний.

Расчет противопожарных расстояний регламентируется основным документом – СНиП. В нем оговариваются противопожарные требования, с расчетами допустимого противопожарного расстояния между сооружениями (зданиями).

Как определяются противопожарные разрывы

Первое условие при определении разрывов заключается в том, что расстояния между зданиями должны быть достаточно просторными для работы пожарного транспорта. Расстояния между наружными стенами должны быть 6-10 метров, а для деревянных построек – 15 метров. Разрыв может быть уменьшен в некоторых случаях, например, при установке противопожарной стены, сигнализации и пр. С другой стороны вышеуказанные расстояния могут быть увеличены в сейсмически активных зонах или между зданиями, сделанными из каркаса или покрытыми горючими материалами.

На определение противопожарных разрывов влияет огнестойкость рядом стоящих зданий (сооружений), категории производства. Для складских помещений разрывы устанавливаются в соответствии с природой и пожароопасностью хранимого материала, степенью огнестойкости зданий. Порядок расчета противопожарных разрывов:

  1. Установление класса огнестойкости здания (сооружения).
  2. Определение конструктивной пожарной безопасности здания (разрыв тем больше, чем выше устойчивость здания к пожару).
  3. Расчет функциональной безопасности. Учет этого показателя  важен, поскольку есть разница в плане негативных последствий пожаров – между производственными цехами или частными домами (в первом случае они выше).
  4. Определение значений пожарных рисков.

На значения противопожарных разрывов между домами влияют материалы, из которых сделано сооружение. При постройке деревянных домов это расстояние должно быть не менее 15 метров, соответственно при расчете расстояний между кирпичными или бетонными зданиями значения уменьшаются. При отсутствии в конструкции жилого здания горючих материалов расстояние от одного до другого жилого здания может быть 5-6 метров.

При создании планов промышленных предприятий на этапе проектировки следует обеспечить безопасные расстояния от границ до зданий жилого типа, следуя определенным значениям противопожарных разрывов. В любом случае на этапе проектировки строительного объекта следует с тщательностью подходить к такому вопросу как определение противопожарных разрывов, поскольку от этого показателя зависят пожарная безопасность и жизнь людей.

Минимальные противопожарные разрывы между жилыми домами соседних участков

Расстояния между зданиями зависят от материала из которого они построены, минимальное противопожарное расстояние между двумя деревянными домами составляет 15 м, в то время как сооружения, построенные из кирпича, бетона или блоков могут находиться друг от друга не далее чем в 6 м.

При этом нормы необходимо соблюдать и  между строениями на самом участке. Наибольшую опасность представляет баня или сауна, так как обычно это строение возводят традиционно из древесины, а в качестве отопления используют печь с открытым огнем. Поэтому минимально допустимое противопожарное расстояние между домом и баней должно составлять не менее 10 м при условии, что дом относится к I – III категориям, и 15 м. если дом и баня построены из незащищенной древесины.

Противопожарные разрывы между объектами нефтебаз

08 мая 2016 г.

В соответствии со СНиП 2.11.03-93 противопожарные разрывы до объектов установлены от стенок резервуаров, которые приведены в таблице.

Расстояния между причалами и пирсами принимаются для нефти и нефтепродуктов 1 и 2 классов 300 м, для нефтепродуктов 3 и классов — 200 м. Расстояние от насосных станций до объектов с применением открытого огня принимается 40 м, для других объектов в зависимости от их степени огнестойкости 15-20 м. Расстояния от котельных установок до ж.д. эстакад, причалов и резервуарных паков принимаются 60 м; до насосных станций — 40 м.

Расстояния от наземных резервуаров до ближайших зданий и сооружений нефтебаз

Объект, до которого определяется расстояние Расстояние в м от наземных резервуаров склада категорий
п/п I II III IV V
1 Устройства для слива и налива на причалах и пирсах 75 50 50 50 50
2 То же на ж.д. путях; здания для хранения нефтепродуктов в таре. 30 20 20 20 20
3 То же для автоцистерн; насосные станции, манифольды, канализационные насосные станции, расфасовочные, раздаточные, разливочные 30 15 15 15 10
4 Складские помещения для хранения нефтепродуктов в таре, площадки для тары, пункты сбора отработанных масел 30 20 20 20 15
5 Здания и сооружения, в которых проводятся процессы с открытым огнем:
—  при хранении в резервуарах ЛВЖ 60 40 40 40 30
— то же, горючих 40 40 40 40 24
6 Водонасосные, пожарные водоемы 40 40 40 40 30
7 Очистные сооружения 30 30 30 30 20
8 Прочие здания 20 20 20 20 20
9 лэп 1,5 высоты опоры

Примечание: Расстояния между подземными резервуарами допускается сокращать на 25% от зданий котельных и цехов с открытым огнем, на 50% от остальных цехов и до 1 м от стен заглубленных насосных станций. Расстояния между подземными резервуарами в одной группе не нормируются, но для удобства производства строительно-монтажных и ремонтных работ принимаются не менее 1 м

https://youtube.com/watch?v=5BfiuJ8hJg8

Расстояния сливо-наливных устройств железнодорожных эстакад, автомобильных эстакад, от причалов м пирсов морских и речных судов, до зданий и сооружений нефтебазы принимаются по таблице.

Для создания компактности предприятия в разрывах между зонами (объектами) привязывают связующие по технологическому процессу различные установки и инженерные сети, например, насосные станции, технологические трубопроводы и инженерные коммуникации, автомобильные проезды и подъезды к объектам и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector