Пожарный поезд

Содержание

Подчинение


Пожарный поезд

Россия

Пожарные поезда ОАО «Российские железные дороги»

В России специальные вагоны пожарных поездов, в основном, являются собственностью ОАО «Российские железные дороги» и эксплуатируются подразделениями ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России), которые относятся к государственной ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта, созданной Федеральным агентством железнодорожного транспорта.

Пожарные поезда подразделяются на две категории:

  • специализированный пожарный поезд 1 категории;
  • пожарный поезд 2 категории.

Ответственность за постоянную готовность пожарного поезда, подготовку работников и организацию службы несут начальники пожарного поезда и начальники дежурных караулов, а за своевременный ремонт и освещение поезда — начальники отделений железных дорог, филиалов и отрядов ведомственной охраны.
В состав караула входят 6 работников дежурной смены, прошедших специальное обучение по программам подготовки, имеющие допуск к работе в средствах защиты органов дыхания. Руководит дежурной сменой начальник караула.

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

Запрещается привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач.

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВО ЖДТ России, с учётом пожарной опасности перевозочного процесса. За каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания. Границы участков обслуживания пожарного поезда определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВО ЖДТ России из расчёта максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на установленное расстояние. Подвижные единицы пожарного поезда находятся на балансе отделений железных дорог и ремонтируются в сроки, установленные для вагонов специального назначения.

На территории пожарного поезда оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные(полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования; пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приёма пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Стационарные объекты на территории пожарного поезда и железнодорожный подвижной состав пожарных поездов должны быть обеспечены средствами связи, водоснабжением, теплоснабжением, электроснабжением соответствующей расчётной мощности потребителей и необходимым запасом угля.

ООО «Газпромтранс»

В августе 2012 года Астраханский филиал ООО «Газпромтранс» совместно с отрядом ведомственной пожарной охраны ООО «Газпром добыча Астрахань» провёл тактикоспециальное учение по ликвидации условного возгорания степной растительности в районе ст. РИП «Жидкая сера». Для оперативного снабжения пожарной техники водой было принято решение задействовать три цистерны под техническую воду, оснастив их специальными устройствами для подсоединения штатных рукавов пожарных машин к нижнему сливному устройству и дозаправки техники непосредственно на месте тушения пожара. Для доставки цистерн использовался мотовоз.

С 2013 года в состав аварийно-восстановительных средств Ямальского филиала ООО «Газпромтранс» входит один пожарный поезд (место дислокации — станция Обская, Северной железной дороги — филиала ОАО «РЖД»).

Республика Беларусь

В Белоруссии с 1 января 2013 года пожарные поезда были отделены от военизированной охраны Белорусской железной дороги и отданы в подчинение областным отделениям БЖД. Приказ на выезд пожарного поезда даёт диспетчер отделения железной дороги. Отправление пожарного поезда производится в срок не позднее 30 минут после сообщения о приказе на выезд.

Украина

Пожарные поезда входят в состав Управления военизированной охраны ПАО «Украйинська зализныця» и расположены на крупных железнодорожных узлах с участком выезда до 150 км.

Пожарные поезда используются для тушения пожаров на объектах и подвижном составе железнодорожного транспорта, а также оказания помощи при ликвидации последствий транспортных происшествий, паводков, других стихийных бедствиях (в пределах тактико-технических возможностей пожарных поездов).

Базирование[ | код]

Пункты стоянки пожарных поездов и участки обслуживания устанавливаются руководством железных дорог. Дислоцируются пожарные поезда на крупных станциях (грузовых, сортировочных, пассажирских и участковых), где имеется рабочий парк локомотивов. Пути для стоянки пожарного поезда отводятся вблизи основных производств, объектов, караульных помещений, стрелковых и стрелково-пожарных команд и должны иметь двусторонний выход. Постановка другого подвижного состава на эти пути (кроме восстановительных поездов) не допускается. Для передвижения пожарного поезда обычно подаются тепловозы. Пожарные поезда находятся в состоянии постоянной готовности к следованию на перегон с максимальной скоростью и формируются в соответствии с утверждённым табелем.

Места быстрого набора воды

Пожарный кран – вода подается из системы водоснабжения сильным потоком, необходимым для своевременного тушения.

Кран в служебном отделении вагона – располагается над мойкой и обычно используется для бытовых нужд во во время эксплуатации.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Фановая труба – данный тип быстрого набора воды доступен только во время стоянки поезда. Для набора воды подобным образом необходимо два человека: первый – держит педаль спуска воды в туалете (возможно использование тяжелого предмета, который кладется на педаль), второй в это время набирает воду под вагоном.

Водопроводные краны в туалете с нерабочего конца – они расположены снизу и сверху от раковины, указывают уровень воды в системе водоснабжения вагона.

Установка водяного пожаротушения (имеются не во всех вагонах) – пожарный рукав, кран и кнопка запуска находятся в нише 2-го и 7-го купе. В случае отказа в работе электронасоса необходимо открыть кран, через который начнет поступать вода самотеком.

Комбинированный кипятильник – для быстрого набора воды необходимо отключить комбинированный кипятильник, перевести трехходовой кран в положение «Закрыто», снять натяжную скобу, стеклянный колпак и сетчатый фильтр. Установить емкость для набора воды под трехходовым краном, перевести ручку крана в положение «Сырая вода».

Особенности тушения

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава характеризуется:

  • наличием большого количества единиц подвижного состава (крытых грузовых вагонов, полувагонов, платформ, контейнеровозов, цистерн и др.) с различными горючими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопасными жидкостями, сжиженными газами, твердыми горючими материалами;
  • высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузовых станций складскими помещениями и заполнения подвижным составом;
  • наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях большого количества различных типов параллельно стоящих на путях сформированных железнодорожных составов;
  • наличием узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
  • развитой сетью железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарных автомобилей и прокладку линий к месту пожара;
  • недостаточной мощностью и слабо развитой сетью противопожарного водоснабжения.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Назначение

В соответствие с данным выше определением принадлежности пожарного поезда к категории пожарных машин можно обозначить функциональные возможности пожарного поезда.

Пожарный поезд – это самостоятельное транспортное средство предназначенное для тушения пожаров, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, обеспечения средствами пожаротушения (вода, пенообразователь) и других работ на железной дороге, на объектах которые примыкают к железнодорожному полотну или объектах, предприятиях которые находятся в радиусе тактико-технических возможностей оборудования поезда.

По своему потенциалу и тактическим возможностям пожарный поезд (в зависимости от комплектации) можно приравнять к 4-ом пожарным частям или 30 пожарным автомобилям АЦ-40 (130) 63Б.

Пожарные поезда предназначены для:

  • обеспечения пожарной безопасности перевозочного процесса;
  • тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в железнодорожном подвижном составе, в полосе отвода железных дорог и на стационарных объектах ОАО «РЖД», а также на объектах, не входящих в инфраструктуру железных дорог ОАО «РЖД», по запросу МЧС России;
  • участия в ликвидации последствий аварийных ситуаций с железнодорожным подвижным составом, перевозящим опасные грузы 3-4 классов опасности.

Важно!!! Запрещено привлекать пожарные поезда для выполнения иных задач. Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса

Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог

Пожарные поезда создаются, передислоцируются и ликвидируются по решению ОАО «РЖД», согласованному с ФГП ВПО ЖДТ России, с учетом пожарной опасности перевозочного процесса. Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется Положением «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД», а также приказами и инструкциями ФГП ВПО ЖДТ России. Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог.

Пожарные поезда содержатся на железнодорожных станциях (грузовых, пассажирских, сортировочных и участковых), на которых имеется рабочий парк локомотивов и устройства для заправки цистерн-водохранилищ водой.

Аналогично району выезда пожарной части, за каждым пожарным поездом закрепляются участки обслуживания, которые определяются приказом начальника железной дороги по согласованию с филиалом ФГП ВПО ЖДТ России из расчета максимального удаления от станции постоянной дислокации пожарного поезда на расстояние от не более 80 км для 1 класса железнодорожной линии до не более 160 км. для 5 класса железнодорожной линии.

В непосредственной близости от железнодорожных путей постоянной стоянки пожарного поезда выделяется территория пожарного поезда на которой оборудуются стационарные объекты, включающие отдельные группы помещений:

  • учебно-административные (учебный класс, база или пост ГДЗС, теплодымокамера и др.);
  • учебно-тренировочные (полоса психологической подготовки пожарных, 100-метровая полоса с препятствиями и учебно-тренировочная башня);
  • производственные (для промывки и сушки пожарных рукавов, мастерская для обслуживания и ремонта пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, пункт зарядки огнетушителей);
  • санитарно-бытовые (для отдыха и приема пищи, для сушки специальной и боевой одежды, душевая, санузел, восстановительный комплекс и др.);
  • складские (для хранения пожарного и специального аварийно-спасательного оборудования, огнетушащих средств, топлива и горюче-смазочных материалов).

Не смотря на принадлежность пожарных поездов к ведомственной пожарной охране по статистике с 2005 года было ликвидировано 9 тысяч пожаров с применением этого вида техники, так только за 2010 год пожарные поезда участвовали в ликвидации 2094 пожаров (загораний) и 349 чрезвычайных ситуаций – что говорит о большой потребности, а парой незаменимости во время ликвидации последствий ЧС.

См. также

  • Ведомственная (военизированная) охрана железнодорожного транспорта
  • Ведомственная пожарная охрана
  • Железнодорожная терминология
  • Железнодорожный транспорт в России

Правила отправки поезда к месту чрезвычайного происшествия

Вызов пожарного поезда осуществляется машинистом локомотива, который потерпел аварию, путевыми работниками, дежурными по вокзалу, начальствующим составом военизированных формирований и хозяйственных структур. После получения сообщения в срок не более 10 минут производится отправление пожарного поезда. Команду подаёт диспетчер, после того, как начальник поезда или караула сообщит о готовности поезда к отправлению.

Пожарный поезд можно вызвать только через поездного диспетчера или дежурного по станции, которые совместно определяют, какие поезда необходимо выслать к месту чрезвычайного происшествия. В пожарном поезде не предусмотрен для использования стационарный локомотив. После получения вызова к пожарному составу начальник дистанции присылает любой свободный локомотив, который есть сейчас в наличии. За своевременную выдачу локомотива (в течение 10 минут) ответственность несут локомотивный диспетчер и дежурный локомотивного депо.

При использовании пожарного поезда на электрифицированных станциях пожарный поезд комплектуется тепловозом или паровозом. Если же в качестве локомотива используют электровоз, то к прибытию пожарного поезда на конечный пункт дежурный по железной дороге обязан подготовить тепловоз или паровоз и заменить им электровоз. Если на станции отсутствует свободный локомотив, в таком случае используют любой локомотив, который снимают с свободного поезда. Пожарный поезд запрещается отцеплять от локомотива до постановки его на место постоянной дислокации.

При движении к месту пожара поезд движется с максимально возможной скоростью, имея преимущество перед другими составами, движущимися в данном направлении. Помимо чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера, пожарный поезд отправляют к месту аварии или схода вагонов, которые перевозят опасные грузы, для обеспечения пожарной безопасности в процессе подъема состава. При сообщениях с места пожара используются все возможные средства связи, при этом они пользуются приоритетом, включая служебные телеграммы, телефонные переговоры и другая железнодорожная связь.

Руководит перемещениями поезда после отправления с постоянного места только начальник поезда или караула. Стоимость отправки поезда оплачивает вызвавшая сторона. В связи с возникновением возможных чрезвычайных ситуаций, пожарный поезд категорически запрещается использовать в других хозяйственных работах, где нет опасности жизни людей и повреждению имущества, оборудования и т. д.

Так как же стать более настойчивым

Во-первых, сформируй правильное мышление, чтобы обрести напористость и настойчивость. Тебе придется избавиться от ограничений и неверных убеждений, которые мешают проявлять настойчивость, и есть несколько советов, как это сделать.

Установи границы. Под границами мы понимаем те правила, которые должны соблюдать люди по отношению к тебе. Обычно пассивные люди этих границ не имеют и позволяют другим обходиться с собой без должного уважения.

Возьми на себя ответственность за свои проблемы. Пассивный человек ждет, что его проблемы рассосутся сами по себе, настойчивый — осознает, что ответственность за решение собственных проблем лежит на нем, и только он может их решить. Чем-то недоволен в своей жизни? Измени это.

Не ожидай, что люди будут читать твои мысли. Другие не узнают, в чем ты нуждаешься и чего желаешь, пока ты не заговоришь. Не используй телепатию, чтобы заявить о своих желаниях или противоречиях. Говори об этом.

Ты несешь ответственность за последствия своих слов и действий. Любое принятое решение имеет свои последствия, так что ты должен быть к этому готов. Настойчивость подразумевает принятие ответственности, но работа с этими результатами намного лучше, чем принятие того, к чему привела молчаливая пассивность.

Настойчивость требует времени. Не думай, что после прочтения этой статьи ты станешь напористым в мгновенье ока. Это требует времени, ведь любое качество в себе необходимо вырабатывать. Будь настойчивым изо дня в день, в каждом поступке, где это потребуется.

Иностранное производство

В рамках этой статьи не хотелось бы полностью описывать все преимущества (недостатки) пожарных поездов иностранного производства, а точнее сказать производства Швейцарии (LRZ NT) и Германии (EHZ), а хочется остановиться на основных отличиях.

Пожарный поезд в Швейцарии

При рассмотрения пожарных поездов Германии и Швейцарии необходимо отметить то, что:

  • все они оснащены своими локомотивами и являются полноценной боевой единицей способной в течение пяти минут выдвинутся к месту происшествия;
  • так как в Европе уже давно основной приоритет не тушения пожара, а проведения аварийно-спасательных работ то в принципе все выше указанные поезда можно отнести к категории №1, за нашей градацией;
  • в основном пожарные поезда ориентированы на работу (ликвидацию пожаров) в туннелях.

На сегодняшний день типичная конструкция пожарного поезда (Германии, Швейцарии) может выглядеть в двух вариантах:

  • каждый вагон представлять собой отдельную мобильную единицу (вагон цистерна, вагон для снаряжения, вагон с спасательным оборудованием);
  • или же на обоих концах вагона располагаются локомотивы, между которыми находятся все необходимые вагоны.

Состав пожарного поезда нового поколения

 Таким образом мы лишь кратко затронули возможности и комплектацию пожарных поездов иностранного производства и в следующем материале обязательно дадим полное описание пожарных поездов Германии, Швейцарии и не только.

История[править | править код]

РСФСР (1921—1923)править | править код

На заседании Совета Труда и Обороны РСФСР (СТО) 20 апреля  г. обсуждался вопрос о проведении противопожарной кампании в текущем году. Наркомвнуделом был предложен ряд проектов постановлений по этому вопросу, в их числе — об организации дежурных пожарных поездов. СТО предложил междуведомственной комиссии из представителей Наркомвнудела, Наркомтруда и ВЧК с привлечением заинтересованных ведомств рассмотреть проекты и через неделю представить в СТО заключения. Центральной комиссией по рабочему снабжению была внесена поправка в 3 пункт. На заседании СТО 4 мая проект с этой поправкой был утверждён.

В соответствии с постановлением СТО от 04 мая 1921 г. «Об организации дежурных пожарных поездов» (подписали В. Ульянов (Ленин), Н. Горбунов, Л. Фотиева) с 15 мая по 1 ноября 1921 г. НКВД совместно с НКПС организовывали и ввели в действие 7 дежурных пожарных поездов (места стоянки: Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара, Екатеринбург). В результате принятых мер число пожаров на железных дорогах с 3718 в 1920 г. снизилось до 2369 — в 1922 г.

СССР (1923—1991)править | править код

В 1930 г. проведена военизация личного состава пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС. Срок службы военизированного состава составлял не менее двух лет.

2 декабря 1933 г. НКПС утвердило Положение о пожарных поездах на железнодорожном транспорте, согласно которому пожарный поезд состоял из насосной станции (4-хосный товарный вагон с агрегатами), двух оборудованных и утеплённых цистерн или тендеров для воды.

Российская Федерация (с 1991 года)править | править код

Пожарные поезда отнесены к силам и средствам функциональной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На 28 марта 2017 года в постоянной боевой готовности к действиям (с боевыми расчётами, состоящими из работников ФГП ВО ЖДТ России) находятся 310 пожарных поездов, в том числе 64 специализированных, с повышенными тактико-техническими возможностями для ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, аварийных ситуаций с опасными грузами.

Почему настойчивость важна и нужна, чем полезна

Навигация

Назначение токарных резцов

Этот тип инструментов предназначен для контролируемого удаления определенного объема детали. Конструктивно они схожи между собой и состоят из режущей части по дереву и места крепления. Последнее чаще всего имеет прямоугольную или квадратную форму.

Режущая кромка может быть образована одной или несколькими поверхностями. Ее основными характеристиками являются ширина лезвия, его форма и возможность регулировки направления. В подавляющем большинстве случаев кромка является неотъемлемой частью конструкции резца. Выбор той или иной модели зависит от типа работ.

Главным отличием резцов по дереву является их расположение относительно заготовки:

радиальные. Резец устанавливается перпендикулярно и предназначен для работ по снятию большого объема древесины;
тангенциальные. Обработка происходит по касательной, что дает возможность сформировать рисунок сложной формы.

Последнее чаще всего используется для тонкой обработки на автоматических токарных линиях. Радиальные модели по дереву наиболее распространены в механических полуавтоматических станках. Для изготовления используется сталь марок У8, У9, У10. Она должна быть закаленная, так как для выполнения специализированных работ в некоторых случаях может потребоваться твердосплавная напайка.

Окраска поезда

Как устроен пожарный поезд

Пожарный поезд абсолютно автономен: оснащен средствами связи, источниками электроэнергии, в нем имеются телефонная связь, водопровод и душевая кабина. Есть купе для приема пищи с микроволновой печью и купе для отдыха.

С помощью телефона спасатели поддерживают связь со станцией. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Купе для приема пищи. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Боевая одежда спасателей хранится в одном из купе. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Поезд состоит из 6 единиц подвижного состава: цистерн для хранения воды, вагон-насосных станций для тушения пожара, ликвидации аварий с опасными грузами, вагона для хранения нейтрализующих веществ и специальной цистерны для перекачки агрессивных жидкостей.

В двух цистернах-водохранилищах находится 100 тонн воды, по 50 тонн в каждой. Запас рукавов для ее подачи, кстати, также внушительный – около 1,5 км.

Для тушения возгорания нефтепродуктов используется пенообразователь. Он хранится в поезде в специальных контейнерах.

Вагон для ликвидации аварий с опасными грузами оснащен насосами для перекачки агрессивных жидкостей и нефтепродуктов.

– Для устранения течи опасных грузов из поврежденных цистерн используются специальные пластыри, которые накладываются на место течи, – рассказывает начальник караула Юрий Бурак. – Если устранить течь невозможно, опасный груз приходится перекачивать. Для этого в поезде приспособлена специальная цистерна.

Пожарная мотопомпа, которая предназначена для подачи огнетушащих средств к месту пожара и ликвидации ЧС. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

В одном из вагонов хранятся нейтрализаторы – вещества, которые применяются для дезинфекции зараженной местности после утечки агрессивных жидкостей.

Аппараты на сжатом воздухе, предназначенные для защиты органов дыхания работников ПАСП. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Для работы спасателей в агрессивной среде ПАСП оснащен костюмами химической защиты, а для защиты от высоких температур имеются теплоотражательные костюмы.

Защитные костюмы спасателей. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Особая «фишка» пожарного поезда – это 7-метровая выдвигающаяся световая башня. Она предназначена для работы в ночное время и настолько мощная, что способна осветить футбольное поле.

Световая башня в походном состоянии. Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

СПРАВКА

Рабочий треугольник

«Рабочий треугольник» дизайнеры считают лучшим способом организации пространства, он призван минимизировать затраты времени и сил потраченные на решение различных задач. Самый оптимальный вариант расстановки мебели в офисе поможет создать оптимальные условия для продуктивной работы.

Как расставить мебель в офисе в соответствии с основными правилами эргономики? Прежде всего, определимся с вершинами, составляющими треугольник:

  • письменный стол;
  • шкаф для бумаг;
  • вместительная тумба.

Компактную тумбу следует поставить возле окна. Далее ставится рабочий стол по диагонали к оконному проему. Такое удобное расположение мебели в офисе позволит заметить всех кто заходит в кабинет, а на отдыхе можно полюбоваться видом из окна. Кроме этого естественное освещение рабочего места просто необходимо, если сотрудник офиса постоянно работает за компьютером. Открытый стеллаж или шкаф лучше поставить вдоль одной из стен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector