Пожарная безопасность на автозаправочной станции
Содержание:
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2 АЗС предназначены для заправки наземных транспортных средств бензином и дизельным топливом и подразделяются на виды:
1.2.1. Традиционная автозаправочная станция – АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточными колонками (ТРК).
1.2.2. Топливозаправочный пункт – автозаправочная станция, размещаемая на территории предприятия и предназначенная для заправки только транспортных средств этого предприятия.
1.2.3. Передвижная автозаправочная станция (далее — ПАЗС) используется в местах стоянок транспорта, на автотрассах для заправки автомобилей и другой техники в полевых условиях.
1.3 Требования Инструкции обязательны для исполнения всеми работниками Общества на всех видах АЗС.
1.4 Руководители, лица, назначенные в установленном порядке ответственными за пожарную безопасность, а также работники Общества и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
1.5 Ответственность за пожарную безопасность в обособленных структурных подразделениях Общества, согласно действующего законодательства, несут их руководители, а во время отсутствия последних — лица, исполняющие их обязанности.
1.6 Руководители обособленных структурных подразделений обязаны распоряжением по подразделению назначить ответственных за пожарную безопасность по местам производства работ, определить состав пожарно-технической комиссии.
1.7 Ответственные ИТР обязаны обеспечить выполнение требований Инструкции на вверенных им участках.
1.8 Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности на АЗС несет руководитель структурного подразделения, в зоне ответственности которого она находится. Оператор АЗС несет персональную ответственность за соблюдение норм, правил по пожарной безопасности и требований данной инструкции обслуживающим персоналом и водительским составом.
1.9 Члены пожарно-технической комиссии, добровольной пожарной дружины должны знать, соблюдать и требовать от других выполнения на территории, в зданиях и сооружениях Общества требований Инструкции, а в случае возникновения пожара выполнять обязанности согласно табеля обязанностей членов добровольной пожарной дружины (команды).
1.10 Каждый работник Общества, независимо от занимаемой должности, обязан знать и выполнять установленные Инструкцией требования пожарной безопасности, не допускать действий, могущих привести к возникновению пожара.
1.11 Все работники Общества должны допускаться к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение работников мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарнотехнического минимума в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
1.12 Инструктажи по пожарной безопасности подразделяются на:
• вводный;
• первичный;
• повторный (не реже 1 раза в полугодие);
• внеплановый;
• целевой.
1.13 Вводный противопожарный инструктаж в Обществе проводится при поступлении на работу, одновременно с инструктажем по охране труда, инженером по охране труда и пожарной безопасности или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.
1.14 Первичный, повторный, внеплановый и целевой противопожарный инструктажи проводит непосредственный руководитель работника.
1.15 О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
1.16 Лица, виновные в нарушении требований Инструкции, несут личную ответственность в дисциплинарном, административном или судебном порядке.
1.17 Инструкция подлежит пересмотру при внесении изменений в законодательные акты РФ, нормативные и нормативно-технические документы, содержащие требования пожарной безопасности, но не реже одного раза в пять лет.
План эвакуации
План эвакуации на АЗС
Исследования тушения пропилена воздушно-механической пеной показали, что при попадании на горящую поверхность происходит её замерзание в виде пористой массы, которая удерживается на поверхности. При этом горение газо-воздушной смеси пропилена продолжается через не плотности в замерзшей пене даже почти без снижения интенсивности выгорания.
Полезно было бы провести исследования по тушению горящего разлитого пропана комбинированной подачей воздушно-механической пены и огнетушащего порошкового состава. При одновременной подаче этих двух огнетушащих веществ произошло бы частичное сложение их эффективных огнетушащих механизмов, что несомненно привело бы к более успешному тушению таких пожаров.
Следует особо отметить, что успешное прекращение процесса горения, сжиженных газов на объектах ещё не означает полной ликвидации аварийной ситуации, так как возможно сохранится опасность загазованности прилегающей территории, особенно для случая разлива СУГ на большой площади, когда пары СУГ тяжелее воздуха могут распространиться на сотни метров в подвалы здания, на территории заводов, жилых домов, где вызвать вторичное загорание, которое по масштабам может быть даже не меньше первого пожара.
Поэтому противопожарная система АЗС или объектов СУГ должна проектироваться в комплексе с системами, ограничивающими потенциально опасную зону распространения взрывоопасных концентраций и обеспечить рассеивание их в атмосфере до безопасных значений с помощью распылителя РВ-12; РВ-20; НРТ Б, (10), и т.д.
Последние документы в Базе:
Охрана труда
Программа стажировки для уборщика служебных помещений
Программа стажировки для машиниста экскаватора
Программа стажировки машиниста крана
Программа стажировки для подсобного рабочего
Пожарная безопасность
Оперативное сообщение о пожаре
Журнал учета противоаварийных, противопожарных тренировок
Приказ об утверждении правил противопожарного режима
Противопожарный режим на предприятии образец
Электробезопасность
Рабочая инструкция электромонтера
Журнал учета работ в электроустановках (примерный образец)
Инструкция ответсвенного за электрохозяйство
Положение об отделе главного энергетика
Действия персонала при возникновении пожара
Рассмотрим некоторые пункты инструкции о действиях персонала при возникновении пожара:
- прекратить отпуск топлива;
- перекрыть подачу;
- сообщить в пожарную охрану о происходящем;
- оповестить руководителя;
- эвакуировать клиентов на безопасное расстояние;
- по возможности приступить к тушению доступными средствами пожаротушения;
- встретить прибывающие пожарные подразделения.
Согласно Федеральному закону РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» заправочные станции в обязательном порядке должны иметь на территории противопожарный щит и ящик с песком в несгораемом корпусе.
Порошковый огнетушитель на АЗС
Щит располагается на прилегающей территории к заправке или на корпусе здания в его состав входят:
- лопата штыковая и совковая (предназначена для забора песка из специальной емкости);
- металлическое ведро в форме острого конуса (предназначено для забора воды из емкости, конус в зимний период позволяет разбивать небольшой слой льда);
- лом металлический тяжелый (для вскрытия дверей или разбора конструкций);
- багор металлический (предназначен для вскрытия легких конструкций или кровли).
Пожарный щит на АЗС
Предлагаем Вам ознакомиться с полезным видео
Так же заправочных станциях существуют определенные правила, которые как правило водители упускают из вида:
- заправку автомобиля необходимо осуществлять со стороны бензобака
- при заправке необходимо заглушить двигатель автомобиля
- категорически запрещено курить и пользоваться открытым огнем
- запрещено сливать бензин в стеклянную тару
Пожарная безопасность на АЗС водителям
Соблюдая эти правила Вы значительно снизите шансы возникновения загорания.
Те же самые правила распространяются и на топливозаправщиков иными словами операторов заправки.
В свою очередь руководители заправки должны контролировать выполнение данных требований и обеспечивать необходимые условия для работы.
Для соблюдения пожарной безопасности заправка должна отвечать требованиям пожарной безопасности, комплекс должен быть оборудован средствами пожаротушения, пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре.
При возникновении пожароопасной ситуации оператор заправочной станции должен действовать согласно инструкции.
Возможная обстановка при пожаре
Для прогнозирования возможной обстановки на пожаре необходимо иметь следующие расчетные модели:
- площадь разлива продукта при неконтролируемом выходе СУГ или бензина;
- интенсивность испарения разлитого нефтепродукта;
- возможность образования и величины зоны взрывоопасных концентраций;
- ударная волна при взрывании СУГ с воздухом, её последствия;
- воздействие пожара в районе горения и взрыва на окружающие объекты и людей.
Тушение пожара на АЗС
Многочисленными исследованиями установлено, что для оценки разрушения при возможных взрывах газо-воздушного облака СУГ следует принимать от 2 до 10% энергии сгорания от всей массы выбрасываемой из аварийной системы парогазовой среды. Температура горения шара на оболочке газового облака может достигать 1000 С, при этом величина теплового излучения от шарового выброса пламени может быть в 1,5 и более раза больше чем от обычных пожаров нефтепродуктов.
Дополнительно ознакомьтесь с материалом из энциклопедии:
При разливе и горении под автомобилем перевозимого СУГ, воздействие тепловых потоков на емкость увеличивается быстро. Угол в течении 7-12 минут, в зависимости от степени заполнения емкости цистерны, наступает предельно – допустимая температура для стенок цистерны (около 600С).
Следовательно, требуется как можно быстрее поводить охлаждение стенки цистерны водой или раствором пенообразователя от пожарных автомобилей или стационарных устройств.
Для стационарных АЗС можно рекомендовать для быстрого рассеивания СУГ (пропана) водяные завесы. Они могут быть как стационарно – устроенными на АЗС, так и приводимым и создаваемыми с помощью пожарных автомобилей. Для этого используются щелевые и водные распылители: с различным расходом воды, её дисперсности и величинам защищаемой площади. Давление в этих приборах 50 – 60 м, а общие расходы воды зависят от размеров резервуаров. Эта система наиболее эффективна, если она выполнена стационарно на АЗС и находится в постоянном дежурном режиме.
Специалистами МЧС РФ достаточно хорошо изучены и разработаны подобные специальные системы защиты и уже применяются на практике как при защите промышленных установок так и пожарной техники при тушении пожаров. Доказано экспериментально. Что наиболее эффективна защита горящих и схожих с ним резервуаров орошением водой ручными, лафетными стволами или различными стационарными веерными распылителями (типа РВ – 12) с требуемой интенсивностью не менее 0,1 а/м2с.
Более подробно об устройстве резервуаров и их тушении Вы можете прочитать в материале:
Первичные средства пожаротушения
Первичные средства, которые могут находится на АЗС примерно такие:
- ящик с песком;
- углекислотные огнетушители ручные;
- порошковые огнетушители ручные и передвижные;
- хладоновые огнетушители;
- воздушно – пенные огнетушители.
Основные виды огнетушителей на АЗС
Углекислотные огнетушители достаточно эффективно тушат электрические провода даже под напряжением, но на небольшом их протяжении. Если применить, например, огнетушитель ОУ-5, то он тушит сжиженный газ на площади около 0,2 м2, что чрезвычайно мало.
Чтобы потушить возникшее горение СУГ углекислотным огнетушителем, находящимся на АЗС, необходимы идеальные условия:
- человек с ОУ-5 должен находиться в нужном месте мгновенно;
- площадь горения не должна быть больше возможной площади тушения.
Если учесть, что скорость растекания СУГ по бетону 6 м/мин, а одним ОУ-5 можно потушить только 0,2 м2, это очевидно, что вероятность успешной ликвидации горения чрезвычайно мала.
Наиболее эффективны для тушения разлитого СУГ различные порошковые составы, применяемые в пожарной охране. Однако, здесь существенное влияние на эффективность тушения пожара имеют такие факторы, как направление и скорость ветра, а также наличие и размеры различных препятствий. На практике установлено, что при наличии ветра и препятствия в зоне горения, интенсивность подачи порошка должна быть увеличена в 2-2,5 раза по сравнению с его нормативными значениями. Однако, надо иметь ввиду, что после тушения пламени вокруг очага горения сохраняется определенная вероятность повторного воспламенения паров сжиженного газа.
Правила пожарной безопасности на АЗС
Автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо одним покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 2 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 2 огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации).
Заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации) либо 4 покрывалами (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации).
Площадка для автоцистерны оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями (с учетом климатических условий эксплуатации огнетушителей) либо 1 покрывалом (для изоляции очага возгорания) и 1 огнетушителем (с учетом климатических условий эксплуатации). Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания на заправочных островках предусматривается в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.
Постановление Правительства РФ № 947 от 20.09.2016
Резюмируя вышесказанное по тушению СУГ огнетушащими порошковыми средствами, можно дать следующие рекомендации:
- тушение разлитого СУГ огнетушащим порошковым составом целесообразно осуществлять передвижными огнетушителями и/или лафетными и ручными стволами от автомобиля порошкового комбинированного тушения;
- требуемую интенсивность подачи огнетушащего порошка целесообразно принимать в пределах 0,6-0,75 кг/(с·м2);
- струи из лафетных и ручных порошковых стволов подавать на очаг горения с наветренной стороны, по возможности, сразу охватывая поверхность всей горящей площади;
- общий объем огнетушащего порошка, вывозимого к месту пожара должен быть исходя из двухразовой расчетной порошковой атаки продолжительностью одна минута каждая.
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Открывая АЗС будьте готовы к частым визитам инспекторов из нефтеинспекции, ГПС, налоговых органов и других.
Имейте в виду, что АЗС могут быть стационарными и передвижными, контейнерными, модульными, блочными, топливозаправочными и т.п. В зависимости от размеров и мобильности будут меняться и объем требований контролирующих органов.
Разработка правил под виды построек
Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.
Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.
Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.
Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами. Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.
Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.
Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.
Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.
Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.
Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.
Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:
- планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
- сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
- разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
- разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
- инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
- графики проверок и журнал учёта.
Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!
ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64