Основы безопасности жизнедеятельности9 класс
Содержание:
- Источники и причины возникновения социальных опасностей
- Навигация
- Тема 3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»
- В чем заключается социальная опасность преступности?
- Альтернативная классификация социальных опасностей
- Классификация опасностей
- Культура безопасности жизнедеятельности
- Бизнес и финансы
- Бизнес и финансы
- Что понимается под вредными загрязняющими химическими веществами?
- Аксиома об одновременном воздействии опасностей
- Источники опасности техногенного происхождения
- Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
- Билет 7. Идентификация, номенклатура опасностей.
- 9.Критирии травмоопасности, показатели травматизма
- Производители
- Понятие угрозы, вызванной человеком, и ее причины
- Изменения в почвах и воде
- Подведем итоги
Источники и причины возникновения социальных опасностей
Здоровью и жизни людей могут угрожать не только природные опасности, но и социальные
Уделять внимание следует всем видам, так как их игнорирование может привести к плачевным последствиям. Источники опасности принято еще называть предпосылками, главными из которых являются различные происходящие в обществе процессы социального и экономического характера
Эти процессы, в свою очередь, не спонтанны, а обусловлены действиями человека, то есть его поступками. Те или иные поступки зависят от уровня интеллектуального развития человека, его предубеждений, нравственных и моральных ценностей, совокупность которых в конечном итоге определяет и вырисовывает его линию поведения в семье, группе и социуме. Неправильное поведение, а вернее девиантное, является отклонением от нормы и создает реальную угрозу для окружающих. Таким образом, можно утверждать, что несовершенство человеческой природы – один из важнейших источников социальных опасностей.
Зачастую причины социальных опасностей, волнений, перерастающих в конфликты, кроются в нужде или недостатке чего-либо. К ним относятся, например, патологическая нехватка денег, отсутствие адекватных условий для проживания, недостаток внимания, уважения и любви со стороны близких и родных людей, невозможность самореализации, непризнанность, постоянно усугубляющаяся проблема неравенства в обществе, игнорирование и нежелание властей понять и решить сложности, с которыми ежедневно сталкивается население страны и т. д.
Рассматривая причины социальных угроз, необходимо опираться на принцип, согласно которому «все оказывает влияние на все», то есть источники опасности – это все одушевленное и неодушевленное, угрожающее людям или природе во всем ее многообразии.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными источниками опасности являются:
- процессы, а также явления, которые имеют природное происхождение;
- элементы, составляющие техногенную среду;
- поступки и действия человека.
Причины, из-за которых некоторые объекты страдают в большей степени, а другие не страдают вообще, зависят от специфических свойств этих объектов.
Навигация
Тема 3. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания»
Контрольные вопросы
(выберите правильный ответ)
1.
Негативные факторы, обусловленные деятельностью человека и продуктами
его труда, называются:
а) естесвенными;
б) природными.
2. К
каким видам загрязнений относятся электромагнитные поля?
а) химическим;
б) биологическим;
в) физическим;
г) механическим.
3.
Вероятность реализации негативного воздействия более 10 –3
относится к области:
а) неприемлемого
риска;
б) переходных значений риска;
в) приемлемого риска.
4. К
абсолютным показателям негативности техносферы относится:
а) показатель частоты травматизма;
б) материальный ущерб;
в) сокращение
продолжительности жизни;
г) показатель нетрудоспособности.
5. К
физической группе негативных факторов производственной среды
относятся:
а) бактерии и вирусы;
б)
вибрация и шум;
в) напряженная обстановка в рабочем коллективе.
В чем заключается социальная опасность преступности?
Цифры, демонстрирующие ежегодный рост преступности в мире, просто поражают воображение и невольно заставляют задуматься о смысле жизни. Жертвой неправомерных, насильственных действий может стать каждый человек, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания. Здесь скорее идет речь о случае, а не о закономерности. Осознавая всю серьезность положения и ответственность, которую несут за жизнь и здоровье детей взрослые, они пытаются максимально подробно объяснить своим чадам, в чем социальная опасность преступности, чем может обернуться небрежность, чрезмерная самоуверенность или легкомысленность. Каждый ребенок должен осознавать, что преступление – это осознанное деяние, направленное против одного человека или группы лиц. Оно является общественно опасным, а преступник, совершивший злодеяние, обязан понести соответствующее наказание.
В классическом понимании преступность является самым опасным проявлением девиантного поведения, которое наносит существенный ущерб обществу. Преступность, в свою очередь, представляет собой акт посягательства в адрес общественного порядка. Нарушения закона – это не природные опасности. Они не возникают в силу природных явлений, неподвластных человеку, а осознанно исходят от личности и направлены против нее же. Преступность «расцветает» в обществе, в котором преобладают бедные слои населения, распространено бродяжничество, растет число неблагополучных семей, а наркомания, алкоголизм и проституция не воспринимаются большей частью общества как нечто из ряда вон выходящее.
Альтернативная классификация социальных опасностей
Их можно классифицировать и по ряду других принципов.
По природе бывают социальные опасности:
- воздействующие на человеческую психику (случаи шантажа, вымогательства, мошенничества, воровства и др.);
- относящиеся к физическому насилию (случаи бандитизма, рэкета, террора, разбоя и т. д.);
- порожденные хранением, употреблением и распространением наркотических или иных психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табачной продукции, запрещенных курительных смесей и т. п.);
- возникающие преимущественно в результате незащищенных половых актов (СПИД, венерические заболевания и др.).
По полу и возрасту различают опасности, характерные для:
- детей;
- подростков;
- мужчин/женщин;
- людей преклонного возраста.
В зависимости от подготовки (организации):
- спланированные;
- непроизвольные.
Знать виды опасностей важно. Это позволит своевременно принять меры для их предотвращения или быстрой ликвидации
Классификация опасностей
На сегодняшний день насчитывается около 150 наименований потенциальных опасностей, и это, по мнению некоторых авторов, далеко не полный список. Для того чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия, которые бы предотвратили или, по меньшей мере, снизили бы их негативные последствия и отрицательное влияние на человека, целесообразно провести их систематизацию. Классификация опасностей — это одна из центральных тем обсуждения специалистов. Тем не менее, многочисленные горячие споры вплоть до настоящего времени не принесли ожидаемых результатов — общепринятую классификацию так и не удалось разработать.
Согласно одной из наиболее полной типологии, существуют следующие виды опасностей.
В зависимости от природы происхождения:
- естественные, обусловленные стихийными явлениями и процессами, особенностью рельефа, климатическими условиями;
- экологические, обусловленные любыми изменениями, происходящими в природной среде, которые негативно сказываются на ее качестве;
- антропогенные, возникающие в результате деятельности человека и его непосредственного влияния на среду обитания путем использования различных технических средств;
- техногенные, возникающие в ответ на производственно-хозяйственную деятельность людей на объектах, относящихся к техносфере.
По интенсивности различают:
- опасные;
- очень опасные.
По масштабу охвата выделяют:
- локальные (в пределах конкретной местности);
- региональные (в пределах конкретного региона);
- межрегиональные (в пределах нескольких регионов);
- глобальные, затрагивающие весь мир.
По длительности отмечают:
- периодические или временные;
- постоянные.
По восприятию органами чувств человека:
- ощущаемые;
- не ощущаемые.
В зависимости от количества людей, подверженных опасности:
- индивидуальные;
- групповые;
- массовые.
Культура безопасности жизнедеятельности
Замечание 3
Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными. Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды. Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Замечание 4
Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.
Культура безопасности предполагает:
- Наличие знаний, способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Сформированное мировоззрение;
- Навыки и умения безопасного поведения;
- Экологические и природоохранные представления человека, лежащие в основе снижения рисков жизнедеятельности.
Содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:
- Мотивацию;
- Знания, представления, образы;
- Умения, навыки, практический опыт;
- Творчество;
- Самоконтроль.
Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.
В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности. Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта. Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.
В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:
- Готовность к безопасной жизнедеятельности;
- Умение и желание получать новые знания об опасности и безопасности;
- Умение оказывать помощь другим в опасных ситуациях;
- Учиться на опыте других;
- Желание делиться своим опытом безопасного поведения;
- Умение использовать средства с учетом характера опасности;
- Умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях.
Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Что понимается под вредными загрязняющими химическими веществами?
Согласно закону от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» химические вещества считаются загрязняющими (ЗВ), если при превышении их нормативного содержания происходит отрицательное воздействие на экологию и жизнь людей. Это определение применяется также к смеси элементов, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов.
Норматив выражает предельно допустимую концентрацию (ПДК) определенного вещества в окружающей среде, при котором соблюдаются гигиенические и санэпидемиологические требования безопасности. ПДК определяется совокупно по чистому элементу и его соединениям.
Такие вещества могут обнаруживаться в случаях:
- поступления от источника загрязнения;
- постоянного содержания в воздухе;
- образования при химических реакциях.
Учитывается повседневное влияние на людей за длительный период. Устанавливается методами исследования настоящего и последующих поколений:
- биотестированием;
- компьютерным моделированием;
- расчетом вероятностной активности новых компонентов.
Определение вреда для животных и растений происходит при меньших концентрациях, чем установленных для человека.
Например, сернистый газ поражает растения, замедляет их рост при снижении ПДК в 10 раз.
Не для всех химических веществ имеются значения ПДК.
При их отсутствии для нормирования применяются кларки — среднее содержание исследуемых частиц в глобальной системе (океаны, городские почвы, Земля, вся гидросфера, космические тела) по отношению к ее общей массе. Образцы исследуемой загрязненной зоны сопоставляются с соответствующими кларками. При превышении значения вещество считается опасным.
Аксиома об одновременном воздействии опасностей
Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния.
Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.
Источники опасности техногенного происхождения
Источники опасности
техногенного происхождения определяются
состоянием, внутренне присущим технической
системе, промышленному или транспортному
объекту, реализуемым в виде поражающих
воздействий источника техногенной
чрезвычайной ситуации на человека и
окружающую среду при его возникновении
либо в виде прямого или косвенного
ущерба для человека и окружающей среды
в процессе нормальной эксплуатации
этих объектов. Примером может служить
авария, т. е. опасное техногенное
происшествие, создающее на объекте,
определенной территории угрозу жизни
и здоровью людей и приводящее к разрушению
зданий, сооружений, оборудования и
транспортных средств, нарушению
производственного или транспортного
процесса, а также к нанесению ущерба
окружающей природной среде. Существуют
различные виды аварий, например: проектная
промышленная авария, химическая авария.
Класс 3. Легковоспламеняющиеся жидкости
Легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61°С.
Легковоспламеняющиеся жидкости, к которым отнесены жидкие вещества и изделия, содержащие вещества этого класса, которые:
- имеют давление пара при температуре 50°C не более 300 кПа (3 бара) и не являются полностью газообразными при температуре 20°C и нормальном давлении 101,3 кПа;
- имеют температуру вспышки не выше 61°C.
Дополнительная информация о классе
Веществами класса 3 считаются газойль, дизельное топливо и (легкое) печное топливо с температурой вспышки выше 61°C, но не выше 100°С. Легковоспламеняющиеся жидкости должны быть отнесены к одной из следующих групп упаковок в зависимости от степени опасности, представляемой ими во время перевозки:
- Группа упаковки I — вещества с высокой степенью опасности: легковоспламеняющиеся жидкости с температурой кипения или начала кипения не выше 35°C и легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 23°C, которые являются либо сильнотоксичными либо сильнокоррозионными;
- Группа упаковки II — вещества со средней степенью опасности: легковоспламеняю-щиеся жидкости с температурой вспышки ниже 23°C, которые не отнесены к группе упаковки I;
- Группа упаковки III — вещества с низкой степенью опасности: легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от 23°C до 61°C включительно.
Символ (пламя) — черный или белый. Фон — красный. Цифра «3» в нижнем углу.
Билет 7. Идентификация, номенклатура опасностей.
Идентификация опасностей — это процесс
выявления и установления временных,
пространственных и иных характеристик,
необходимых и достаточных для разработки
профилактических и оперативных
мероприятий, направленных на обеспечение
жизнедеятельности человека. В процессе
идентификации выполняется паспортизация
опасностей и выявляется их
номенклатура. Номенклатура опасностей
— перечень названий, терминов,
систематизированных по определенному
признаку. Например: ядовитые вещества,
пестициды и т. д. При выполнении конкретных
исследований составляется номенклатура
опасностей для отдельных производств,
цехов, профессий и т. д. Всемирная
организация здравоохранения (ВОЗ) имеет
номенклатуру опасностей в алфавитном
порядке. Например: Алкоголь, вибрация
и т. д.
9.Критирии травмоопасности, показатели травматизма
Критерии травмоопасности.
Воздействие травмоопасных факторов на
человека или группу людей оценивают
величиной индивидуального или социального
риска принудительной потери жизни. Это
происходит в тех случаях, когда потоки
масс и энергии от источника негативного
воздействия в жизненном пространстве
нарастают стремительно и достигают
чрезмерно опасных для человека значений.
Риск негативного воздействия на человека
в жизненном пространстве обычно связан
с развитием чрезвычайных происшествий
природного или техногенного характера.
Для анализа производственного
травматизма на объектах экономики и в
системе государственного управления
используют относительные показатели:
3.4) показатель частоты
травматизма Кч (определяет число
несчастных случаев, приходящихся на
1000 работающих за определенный период);
3.5) показатель тяжести
травматизма Кт (характеризует среднюю
длительность нетрудоспособности,
приходящуюся на один несчастный случай);
3.6) показатель травматизма
со смертельным исходом Кси (определяет
численность погибших на производстве
на 1000 работающих за определенный период);
3.7) показатель
нетрудоспособности Кн(средняя длительность
нетрудоспособности на 1000 работающих).
В качестве показателей,
отражающих опасность процесса
жизнедеятельности в стране или регионе,
используют:
3.8) показатель региональной
младенческой смертности от внешних
причин (определяется числом смертей
детей в возрасте до 1 года и 3.9) показатель
детской смертности от внешних причин
(численность умерших в возрасте до 15
лет)
3.10) смертность населения
в трудоспособном возрасте от внешних
причин.
Общее состояние экономики
страны, общественных отношений, уровня
социальной защиты и безопасности в
отраслях экономики, качества среды
обитания и ряда других факторов, влияющих
на жизнь населения, находит отражение
в таких интегральных показателях, как:
3.11) показатель сокращения
продолжительности жизни людей (СПЖ) при
воздействии вредного фактора или их
совокупности
3.12) средняя продолжительность
жизни людей в пенсионном возрасте
(разность между средней продолжительностью
жизни людей и пенсионного возраста) –
в России у мужчин этот показатель
отрицательный, что говорит о том, что в
среднем мужчины умирают, не достигнув
пенсионного возраста.
В случаях, когда потоки
масс вещества или энергий от источника
негативного воздействия в жизненном
пространстве нарастают стремительно
и достигают чрезмерно опасных значений
(например, при авариях) применяется:
3.13) показатель величины
риска принудительной потери жизни;
Кроме того, в качестве
характеристик уровня воздействия
негативных факторов используют размеры
материального ущерба, число пострадавших,
трудопотери. Наиболее частой мерой
оценка опасности является число погибших.
В Положении о порядке
расследования и учета несчастных случаев
на производстве выделяют следующие
уровни воздействия:
приводящие к трудопотерям
одного пострадавшего;
приводящие к групповым
трудопотерям;
приводящие к инвалидности;
вызывающие гибель одного
или нескольких человек;
вызывающие гибель 5 и
более человек (в Великобритании за
критерий катастрофы принято не явно
оговоренное количество погибших в 10
чел.)
Производители
Понятие угрозы, вызванной человеком, и ее причины
Антропогенные опасности — это определенные негативные условия, созданные при участии человека, которые отражаются на окружающей среде и здоровье населения
В основном они объясняются недостаточным вниманием работников и руководителей к проблемам безопасности и производственным рискам
Опасности для окружающей среды, вызванные человеком, во многом связаны с выбросами отходов, которые неизбежны в производстве, сельскохозяйственной сфере, транспортной промышленности и других областях жизни. Отходы и выбросы, механическая, тепловая, электромагнитная энергия поступают в окружающую среду, водоемы и влияют на состояние всего живого.
Существует понятие уровня и зоны возникновения опасности. Первый определяет качественные показатели вредоносных веществ, а второй – количественные, то есть пораженную территорию. Для каждого уровня установлены нормы обращения с отходами.
Исследования показывают, что причины возникновения антропогенных опасностей в основном связаны с ошибочно принятыми решениями человека. Статистика происшествий по вине человека такова:
- аварийные ситуации на АЭС и производствах – 45%;
- объекты с повышенным риском (места хранения, транспортировки, изготовления или использования веществ, которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации) – 60%;
- авиакатастрофы и аварии морского транспорта – 80%;
- автомобильные аварии – 90%.
Человек может допускать такие ошибки, которые приводят к техногенным катастрофам:
- В проектировании – низкое качество создания проекта и неверные расчеты. Например, далеко расположенные управляющие устройства. По этой причине оператор испытывает трудности в одновременном пользовании ими.
- В изготовлении или ремонте – это могут быть некачественные или неверно подобранные материалы, неправильная сварка, пропуск изделий, не соответствующих конструкторской документации.
- В использовании и техническом обслуживании средств. Например, недостаточная подготовка персонала, нехватка навыков и инструментов для обслуживания.
- Неудовлетворительное хранение или транспортировка изделий, отклонение от условий, рекомендованных изготовителем.
- В организации рабочего места. Например, теснота помещения, повышенная шумность, температура, плохое освещение.
- Ошибки управленческого персонала. Например, недостаточное стимулирование сотрудников, несогласование в коллективе.
Изменения в почвах и воде
Почва и вода являются самыми важными природными ресурсами на планете. Человек ими пользуется для получения питания, обустройства жилища и обеспечения своих нужд.
Если нарушается устойчивость биосферы, то изменяется и почва, и водные ресурсы. Земля впитывает все больше токсических отходов и становится непригодной для посевов и размножения растений. При добыче ископаемых значительно нарушается верхний слой почвы, образуются отходы, связанные с процессом.
Водоемы, как правило, загрязняются сточными водами. Последние исследования показывают, что водные ресурсы планеты не в состоянии обеспечить производственные и человеческие нужды в полном объеме. Основными источниками загрязнения воды являются промышленность и сельское хозяйство.
Последствия для воды и почвы:
- уменьшение плодородия земель по причине захоронения отходов и использования химических веществ;
- обильное насыщение токсическими компонентами растительного мира, что приводит к загрязнению продуктов питания;
- нарушение биоценоза по причине гибели животных и растений;
- загрязнение вод стоками, мусором, свалками и сбросами.