Что на самом деле значит режим чс для бизнеса и обычных граждан?

Введение (снятие) режима ЧС

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):

  • режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.

При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.

Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.

При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) Критерии введения режима ЧС Кто вводит ЧС
ЧС в лесах муниципального характера Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах регионального характера Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
ЧС в лесах межрегионального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства
ЧС в лесах федерального характера Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства

 Также читайте познавательный материал от МЧС России: 

  1. Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
  2. Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. «Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений», — говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».

Что в соцсетях пишут юристы

Руководитель известной правозащитной организации на своей странице в Фейсбуке написал, что государство не объявляет карантин, режим чрезвычайной ситуации или чрезвычайного положения, потому что не хочет возмещать убытки и ущерб российскому бизнесу. А якобы по всем законам государство такое возмещение гарантирует.

Чтобы обосновать свое мнение, юрист привел ссылки на три пункта разных законов. Разберу каждый из них — так вы поймете, что в обязательствах государства не все просто.

Сначала юрист ссылается на статью 9 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Сразу отмечу, что этот закон вообще никак не относится к ЧС и применяется как во время чрезвычайной ситуации, так и без нее.

Юрист пишет, что индивидуальные предприниматели и юрлица имеют право на полное возмещение вреда, который причинен их имуществу в результате санитарно-противоэпидемических мероприятий. Этот тезис действительно есть в законе, но с оговоркой: предприниматели и компании вправе возместить вред в полном объеме, только если его нанесли граждане, другие ИП или компании, проводившие санитарно-противоэпидемические мероприятия. Государство же не несет ответственности за меры, которые принимали граждане, ИП или организации.

Допустим, организация «А» заказала дезинфекцию своего офиса силами организации «Б». «Б» провела дезинфекцию, но допустила нарушения в работе, из-за чего пострадало имущество «А». В этом случае возмещать вред будет организация «Б», которая проводила дезинфекцию, но никак не государство.

Государство по общему правилу обязано возместить ущерб, если его действия будут признаны незаконными. Но это еще нужно доказать в суде, что может быть очень непросто.

А вот ущерб от правомерных действий государство возмещает только по отдельным законам. Например, выплачивает компенсации гражданам и компаниям, ущерб которым причинен в результате пресечения террористического акта, а также возмещает ущерб при изъятии земельного участка для государственных нужд.

Далее юрист ссылается на пункт 1 статьи 24 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и пишет, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС — это обязательство Российской Федерации.

Этот пункт закона не имеет никакого отношения к обязанности государства возмещать гражданам и бизнесу какой-либо ущерб или убытки. Даже наоборот: в следующем пункте этой статьи говорится, что организации участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств.

Например, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа подтвердил, что из закона о защите от чрезвычайных ситуаций не следует, что мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их устранению финансируются исключительно за счет муниципальных образований. Это значит, что бизнес участвует в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

В заключение юрист ссылается на статью 29 закона «О чрезвычайном положении»: лицам, которые пострадали в результате обстоятельств для введения ЧП или в связи с мерами по их устранению или ликвидации последствий, возмещается материальный ущерб.

Эта норма действует, только если в стране введут чрезвычайное положение. Это особый режим, во время действия которого конституционные права граждан сильно ограничиваются. Режим ЧП более жесткий по сравнению с режимом ЧС. Если РФ вводит режим ЧП, то уведомляет об этом ООН и Совет Европы, а также государства, с которыми у России есть общие границы.

В России ЧП на общефедеральном уровне никогда не вводилось, а на региональном уровне — только в Ингушетии и Северной Осетии. Последний раз режим ЧП действовал в Москве в 1993 году — после разгона Верховного Совета.

Получается, что в мнении юриста есть существенные нестыковки.

Примечания

  1. Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями на 15 февраля 2016 года) Ст. 1
  2. Пучков В.А., Авдотьина Ю.С., Авдотьин В.П. Административно-правовые режимы управления природными и техногенными рисками —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011
  3. Классификация чрезвычайных ситуаций//Гражданская защита. Энциклопедический словарь —М.:ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  4. Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. III (П – С) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  5. Поражение//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. III (П – С) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015
  6. Чрезвычайная ситуация//Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах. Т. IV (Т – Я) — М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015

Соблюдение безопасности

Безопасность – это природный защитный фактор, без которого не выживет ни один живой организм под воздействием как внутренней, так и внешней опасности. По своей природе человек – это тоже живое существо, вот только его безопасность расценивается иначе и специфически.

Являясь разумным организмом, люди создают особые условия обитания, которые отличны от естественной среды. А поэтому существуют опасности, которых в живой природе не встретишь. И если ранее это были животные и прочие факторы, то к настоящему времени источником многих неприятностей стал сам человек. К природным катастрофам добавились и те бедствия, которые он породил: аварии (транспортные, промышленные), военные конфликты, последствия в результате антропогенного воздействия на биосферу и так далее.

Все это создает опасные условия, которые угрожают здоровью и жизни людей

Поэтому важно своевременно применять соответствующие меры, и в частности речь идет о безопасности в чрезвычайных ситуациях (термины и определения даны в соответствующем каталоге ГОСТов). Это целый комплекс, состоящий из организационных и инженерно-технических мероприятий, средств, которые направлены на сохранность жизни и здоровья людей вне зависимости от человеческой жизнедеятельности

В основе этого лежат главные принципы:

Предварительная подготовка. Это заблаговременное накопление необходимых средств защиты при возникновении ЧС. Они могут быть коллективными или индивидуальными

Также важно поддерживать их в полной готовности. Помимо этого, сюда входит и проведение учебных мероприятий по эвакуации из опасной зоны.

Дифференцированный подход

Здесь речь идет о том, что объем защитных мероприятий, включая его характер, определяются, исходя из условий местности и вида ЧС.

Комплексность мероприятий. Чтобы средства давали высокую эффективность, необходима согласованность всех действий.

В качестве основных способов и средств по обеспечению безопасности населения выступают: эвакуация в защитные укрытия (сооружения), раздача средств индивидуальной защиты, а также оказание при необходимости медицинской помощи. Существует целый перечень документов или ГОСТов по чрезвычайным ситуациям с терминами и определениями.

Что понимается под ЧС?

Кажется, что под этими двумя словами кроется обще представление всех предполагаемых процессов. Но в действительности, если глубоко вникать в суть определения, то все не так однозначно. Единственное, что есть общее – это выход за грани чего-то привычного и обыденного.

К примеру, взять такое слово, как экстремальный (или экстрим). С латинского языка extremum на русский переводится как «крайний», что может означать выходящий за определенные рамки трудности и сложности. Что касается ЧС, то здесь можно сформулировать такое определение. Это стечение негативных факторов к определенному моменту времени, что в результате создало обстановку, в которой наблюдаются отклонения от нормы.

И если под нормой считать те процессы или явления, которые протекают в результате длительного периода эволюции, то любое отклонение уже попадает под определение чрезвычайной ситуации. Как правило, ЧС сопровождается ущербом как в отношении здоровья людей, так и материальных ценностей. Окружающая природная среда тоже может пострадать. В зависимости от масштаба, могут быть и человеческие жертвы.

Что означает режим ЧС для предпринимателей

В связи с тем, что режим чрезвычайной ситуации может существенным образом ударить по бизнесу, КЧ обязана разработать механизмы поддержки малых и средних предприятий. Из-за падения спроса, невозможности реализовать товары и услуги в нужном объеме, нарушения поставок существует реальный риск закрытия многих компаний в России. В связи с этим правительство планирует следующий комплекс мер по поддержке бизнеса:

  • налоговые каникулы до 6 месяцев (кроме НДС);
  • отсрочку выплаты процентов по кредитам для предприятий тех отраслей, которые в наибольшей степени пострадают от последствий ЧС;
  • мораторий на банкротство, если эта инициатива исходит от кредиторов;
  • отсрочка платежей за аренду муниципалитетам;
  • запрет на взыскание долгов со стороны банков-кредиторов;
  • отсрочка выплаты взносов по страхованию сроком до полугода для предприятий малого бизнеса.

Эти и другие меры должны поддержать предпринимателей и снизить последствия режима ЧС для экономики России.

Причины техногенных чрезвычайных ситуации

  • неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
  • отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
  • высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
  • увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
  • недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
  • снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
  • отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
  • низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
  • недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
  • воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
  • конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
  • низкий уровень управления контролем доступа в здание.

Справка:

  • мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
  • прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
  • превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
  • выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
  • снижение вероятности возникновения таких событий.
  • районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • профилактика терроризма и преступности на предприятии;
  • проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
  • обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.

Справка:

Прогресс не остановить

Техногенные ЧС тоже разделяются на подвиды, и преимущественно это аварийные ситуации, связанные с разными объектами:

1. Химическая промышленность.

2. Радиационные опасные объекты.

3. Транспорт:

    • воздушный;
    • железнодорожный;
    • водный:
      • морской;
      • речной;
    • автомобильный;

4. Коммунальные и энергетические сети.

Так или иначе, к техногенным ЧС можно отнести все случаи аварий промышленного производства, связанных с выбросом опасных и отравляющих химических веществ. При этом, бывают ситуации, где человеческих жертв нет, но причинен серьезный ущерб техническим системам, сооружениям, транспортным средствам. В других обстоятельствах есть и материальные, и людские потери.

К сожалению, полностью избежать роста количества аварий на производстве невозможно, и с каждым годом оно только увеличивается. Главным образом это связано с внедрением новых технологий, наподобие нетрадиционных источников энергии, а также широким применением опасных веществ для промышленного и сельскохозяйственного производства. А в этом заключается определение техногенных чрезвычайных ситуаций.

Ограничения для граждан

Для тех, кто находится на территории, объявленной зоной ЧС, действуют следующие ограничения:

  • Обязанность выполнять распоряжения должностных лиц и решения правительственной комиссии, которая назначена для ликвидации ЧС, защиты населения от ее последствий.
  • Необходимость своевременного ознакомления с порядком пребывания на территории, объявленной зоной чрезвычайной ситуации. Если граждане не получили разъяснения от представителей власти, следует узнать нужную информацию по номеру единой диспетчерской службы своего региона. Например, в Москве телефон ЕГДС +7 (495) 539−53−53. Единый номер экстренных служб России — 112.
  • Обязанность соблюдать общественный порядок и нормы права.
  • Необходимость выполнять законные требования должностных лиц и экстренных служб в зоне ликвидации ЧС.
  • В случае необходимости — обязанность принять участие в эвакуации населения с территории, объявленной зоной чрезвычайной ситуации. При выезде из опасной зоны использовать средства индивидуальной или коллективной защиты.
  • Обязанность позвонить в экстренную службу при обнаружении угрозы жизни и здоровью граждан, а также пострадавших, оказать им посильную помощь.
  • Нельзя создавать угрозу безопасности жизни и здоровью, нарушать санитарно-эпидемиологические нормы.
  • Необходимость иметь при себе паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  • Нельзя создавать условия, препятствующие выполнению уполномоченными лицами своих должностных обязанностей, без разрешения находиться на территории, огороженной для проведения работ по ликвидации последствий ЧС.
  • Обязанность передавать экстренным службам информацию, касающуюся угрозы жизни и здоровью граждан.
  • Запрет на распространение заведомо ложных сведений о ЧС.

Важно! По мнению экспертов-юристов, возможный режим ЧС вследствие пандемии коронавируса будет мягче, чем сегодняшняя ситуация повышенной готовности. Он не предполагает комендантского часа и других ограничений

Кроме того, КЧ будут даны четкие правовые рамки поведения в зоне чрезвычайной ситуации.

Чем отличаются и что дают населению режимы ЧП, ЧС и карантина

За государством действительно закреплена обязанность финансирования мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Такое положение есть в 24 статье закона о ЧС, однако обязанности нести «все издержки» в нём нет.

Таким образом, бизнес, который рассчитывает переложить на государство часть убытков при введении режима ЧС или ЧП, обманывается в своих ожиданиях. Больше того, в режиме ЧС бизнес может уволить любого сотрудника (если он не участвует в защите от ЧС) безо всяких проблем.

В случае «карантина» санитарное законодательство в России не предусматривает обязанности государства оплачивать все убытки. Граждане и юридические лица имеют право на возмещение в полном объёме вреда, причинённого их здоровью или имуществу в ходе противоэпидемических мероприятий.

Но! Возмещение происходит не автоматически, а в порядке, установленном законом и возмещается именно вред имуществу и здоровью, а не кредиты и платежи ЖКХ.

Чрезвычайное положение — совершенно другая история. Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, который вводится указом президента.

Это:

  • приостановка полномочий региональных и местных властей,
  • ограничение свободы передвижения,
  • въезда,
  • выезда,
  • досмотр,
  • патрули,
  • комендантский час,
  • остановка финансово-экономической деятельности.

Вводится особый порядок оборота продовольствия и предметов первой необходимости из госрезерва.

В законе есть статья о праве граждан на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС, но она предлагает компенсировать ущерб вследствие ЧС, а не мероприятий по их ликвидации (действий, запретов и ограничений, введенных властями).

Что такое режим ЧС на самом деле

В соцсетях и СМИ утверждают, что режим ЧС позволит бизнесу не исполнять свои обязанности по договорам, а гражданам — не платить по кредитам.

Одни говорят, что в случае ЧС государство должно выплатить кредиты народуДругие — что при ЧС не нужно платить коммуналку, налоги и кредитыТретьи утверждают, что еще можно не платить зарплату, а государство возьмет на себя какое-то обеспечение. Видимо, обеспечение всех граждан РФ новыми АйфонамиА вот такая картинка несколько раз попадалась мне на глаза в Инстаграме и ряде чатов в Вотсапе: якобы все договоры теряют силы, а государство берет на себя все издержки

На самом деле это не так. Режим ЧС не снимает с бизнеса и граждан обязанность исполнять условия договоров, платить по кредитам и за ЖКУ, зарплату и налоги.

Режим ЧС — это особый правовой режим, который вводится для защиты граждан, имущества и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемий.

Режим ЧС обычно вводили в отдельных субъектах РФ в связи с лесными пожарами или наводнениями. Например, весной 2019 года из-за лесных пожаров режим ЧС был введен в Забайкальском крае, а летом 2019 года — в Иркутской области в связи с затоплением населенных пунктов.

В марте 2020 года в некоторых городах России был введен режим ЧС в связи с пандемией коронавируса. Например, в Элисте, столице Калмыкии, и в Абакане — столице Хакасии.

Режим ЧС позволяет своевременно реагировать на ситуацию и привлекать к ее ликвидации силы и средства властей и бюджетов разных уровней. Если очень упрощать, этот режим позволяет задействовать все силы для борьбы с чрезвычайной ситуацией, чтобы минимизировать ущерб.

В правовых актах о введении режима ЧС я не нашел ни одного указания, что при ЧС граждане вправе не платить налоги, коммуналку и кредиты, а бизнес — не исполнять свои договорные обязательства. Откуда появилась идея, что при ЧС все обязанности аннулируются, мне непонятно.

Для ликвидации ЧС привлекаются не только силы и средства государства — могут также задействовать обычных граждан и организации. Поэтому при введении режима ЧС у граждан и организаций, наоборот, появляются дополнительные обязанности.

Обязанности для организаций. При введении режима ЧС организации должны за счет собственных средств:

  1. Финансировать мероприятия по защите работников, например организовать дополнительную уборку и обеззараживание помещений УФ-лампой.
  2. Создавать финансовые и материальные резервы. Если при проверке МЧС выяснится, что у компании нет приказов о создании резервов для ликвидации ЧС, ей грозит административная ответственность. Это подтвердил Верховный суд.
  3. Заранее накапливать и предоставлять работникам и иным гражданам средства индивидуальной и коллективной защиты, например маски, респираторы и перчатки.
  4. Приостанавливать свою деятельность, если есть угроза безопасности жизнедеятельности работников и граждан.

При ЧС государство также вправе определять порядок использования транспортных средств и иного имущества организаций. При этом законодательство не уточняет, как и в каких случаях это возможно.

Как мне кажется, ни один предприниматель такого не захочет.

Ограничения для граждан. При введении режима ЧС ограничиваются конституционные права и свободы, например свобода передвижения. Голосование на выборах и референдумах могут отложить. Также граждан могут привлечь к аварийно-спасательным и другим неотложным работам.

При эпидемиях государство также вправе изъять у граждан и организаций имущество. Это называется реквизицией. В этом случае государство обязано выплатить собственнику стоимость его имущества.

Ограничения для работников. Введение ЧС может ухудшить положение работников. Ограничения прямо предусмотрены трудовым кодексом на случай чрезвычайных обстоятельств и эпидемий.

Вот, например, какие последствия режима ЧС могут ждать наемных работников:

  1. Временный перевод на другую работу без согласия работника на срок до одного месяца.
  2. Прекращение трудового договора в связи с эпидемией.
  3. Сверхурочная работа с письменного согласия работника.
  4. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без согласия работника.
  5. Режим простоя с выплатой не менее ⅔ оклада.

Как видно, несмотря на ярые призывы в соцсетях ввести ЧС, не все граждане понимают, что этот режим означает на самом деле и какие последствия он влечет. В законах нет указания на обязанность государства покрыть все расходы, убытки и издержки организаций и граждан во время ЧС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector