Техногенные чрезвычайные ситуации: причины и последствия

Личные причины аварий

Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.

К психофизическим причинам следует отнести:

  • перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
  • несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
  • несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
  • профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.

Главная причина ЧП на опасных производствах — бардак

Коллегия Ростехнадзора началась с доклада Бориса Петрова, руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о ситуации в ПФО. За год Приволжское управление провело 13 тысяч проверок. В ходе их проведения выявлено 65 тысяч нарушений и предотвращено 69 потенциально возможных аварий — это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. О цифрах в разрезе России сказал руководитель федерального ведомства Алексей Алешин. По стране выявили 1 млн нарушений, из них 2 тыс. могли повлечь угрозу жизни и здоровью.

— ФСБ предотвращает теракт и говорит об этом на всю страну. Мы с вами предотвратили 2 тысячи аварий — а это предотвращение убытков, разрушений, надо об этом информировать всю страну, — призвал Алешин коллег чаще и громче рассказывать о своей службе.

В ПФО за 2018 год произошло 14 аварий и 14 несчастных случаев, из них семь — со смертельным исходом. Статистика по России — 174 аварии на поднадзорных Ростехнадзору предприятиях и 176 несчастных случаев.

Коллегия Ростехнадзора началась с доклада Бориса Петрова

— 86% погибших на производстве — не результат аварий, а результат бардака, — отметил Алешин.

По его словам, основная причина ЧП — неудовлетворительная подготовка специалистов и недисциплинированность.

Условия возникновения и последствия аварий


Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

ДТП с военным грузовиком

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Порядок донесения

Капитан судна сообщает об АС судовладельцу, а если АС произошёл на акватории российского порта, донесение направляется также и капитану порта.

При АС затрагивающих иностранные интересы и произошедшие в иностранных территориальных и внутренних водах, капитан обязан сообщить об АС судовладельцу, представителю службы морского флота Минтранса торгпредству, консульству (посольству) с обращением об оказании помощи и ингосстраху (клубу взаимного страхования поданному риску).

В случаях повреждения СНО немедленно сообщается территориальным подразделениям ГУНиО МО, гидрографического предприятия службы морского флота Минтранса, органа управления морского или судоходного пути, капитану порта в зависимости от того, в чем ведении находилось повреждённое оборудование, а также судовладельцу, агенту. Перечень сведений направляемых судовладельцу приведён в приложении 2 к ПРАС-90.

Учет документации

Комиссия должна изучать только оригиналы документов или их заверенные копии. У них не должно быть помарок, исправлений или других дефектов. Все результаты выявления причины аварии фиксируются в акте расследования, который хранится два года.

Копии материалов отправляются в органы расследования и другие организации, которые имели отношения к изучению аварии. Учет происшествий производится службами, которые осуществляют контроль. Все сведения указываются в специальном журнале.

Важно! В журнале указывается дата аварии, место, особенности происшествия и последствия. Также фиксируется размер ущерба

Производственные аварии являются очень актуальной проблемой. Многие из них могут приводить к серьезным глобальным последствиям, и они будут стоить жизни тысячам людей.

Поэтому регулярно ужесточается контроль над соблюдением техники безопасности, технологических процессов, постоянно проводятся проверки. Современное общество не может отказаться от производства, но в его силах не допускать техногенных катастроф большого масштаба.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Оглавление

Кто разрабатывает и зачем нужно положение о порядке технического расследования причин происшествий

Согласно действующему законодательству РФ всем предприятиям, которые применяют в своих операциях опасные промышленные объекты, необходимо составить и принять ПТР, вне зависимости от классификации уровня опасности компании.

Комиссия по расследованию должна действовать согласно разработанному ПТР

Согласно законодательству, такое производство обязано:

  • информировать о произошедшем органы, регулирующие сферу промышленности, в срок, установленный законом;
  • анализировать произошедшее, найти причины инцидента или аварии, принять меры по ликвидации и недопущению повтора события.

Таким образом, предприятие должно всячески содействовать и помогать в следствии по делу произошедшего, а также придерживаться ПТР. Основные этапы положения регулируются приказом Ростехнадзора от 19.08.2011.

Важно! Указ от Ростехнадзора был изменен и с 15.08.2017 не требуется согласование ПТР. Требуемое положение должно состоять из ключевых 5 пунктов:

Требуемое положение должно состоять из ключевых 5 пунктов:

  • терминология и классификация происшествий;
  • информация о самом положении – кем составлено, зачем нужно;
  • действия, проводимые комиссией по расследованию;
  • порядок проводимых анализов и заключений по техническому состоянию производства;
  • характеристика опасного объекта.

Таким образом, организация в содействии с сотрудниками должны принимать меры, способные предотвратить появление инцидентов и аварий. Однако если происшествие все-таки имело место, то необходимо действовать согласно порядку расследования причин с учетом всех правовых аспектов. Главное, соблюдать технику безопасности и следовать ноте закона для безопасного функционирования предприятия.

Кто должен разрабатывать план устранения аварий

Наличие подобного документа обязательно иметь тем предприятиям, которые попадают под ФЗ №116 (постановление Правительства РФ №730). Согласно закону обязанность ведения подобной документации касается предприятий, в составе которых зарегистрированы ОПО 1, 2 и 3 классов опасности.

Составление данного плана не требуется при следующих условиях:

  • Установление 4 класса опасности;
  • Установка оборудования, которое работает под избыточным давлением свыше 0,07 МПа (температура воды свыше 115°С, низкое газопотребление);
  • Функционирование стационарных устройств грузоподъемного вида, гусеничных тракторов, эскалаторов, автокранов и канатной дороги.

План ликвидации

Из 502 установленных лифтов на 140 выявили нарушения

Беспокойство вызывает у Ростехнадзора состояние объектов социальной сферы, не относящихся к опасным. В сфере энергетики на социальных объектах количество нарушений в два раза больше, чем по всем объектам энергонадзора, сообщил Борис Петров и показал слайды с проводкой, находящейся в ненадлежащем состоянии.

— Можно ожидать повторения «Зимней вишни» и «Хромой лошади», а можно сразу выделить социальные объекты в особый режим контроля, — посетовал он на ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». То же самое, по его словам, относится к лифтам.

— Действует правило не «кошмарить» малый бизнес, а практически все владельцы жилфонда — это малый бизнес, и он закрыт для нас, и вместо проведения упредительной работы мы ждем аварий и трагедий. Для лифтов, которые не подвергнуты замене и модернизации, нет госоргана, который отвечает за безопасность, — сказал Петров.

Из 502 лифтов, которые менялись в этом году, на 140 были выявлены различные нарушения, подкрепил статистикой свое предложение вернуть лифты под контроль Ростехнадзора спикер. Сейчас их обслуживанием занимаются частники.

Рустам Минниханов отметил, что ЧП в промышленности происходят в основном по вине сервисных и ремонтных компаний

Ошибки или закономерность?

Каждый водитель знает свои методы вождения, которые могут значительно продлить список. Многие из них не считаются ошибками – это опасное вождение. Подобное поведение влечет за собой закономерные последствия:

  • травмы;
  • смерть;
  • разбитые машины.

Статистика свидетельствует о том, что смертность в ДТП увеличивается. На сегодняшний день она уже превысила гибель от несчастных случаев и серьезных заболеваний.

Роль управляющей компании при устранении аварийных ситуаций

С 1 марта 2019 года были приняты поправки к Постановлению Правительства №331. Они говорят о том, что управляющим организациям и ТСЖ пора автоматизировать свою деятельность, в частности, АДС. Управляющая компания отвечает за то, чтобы аварийное обслуживание оказывалось жителям многоквартирных домов вовремя.

Главное для управляющей организации – организовать аварийно-диспетчерскую службу и контролировать ее работу, поскольку именно управляющая компания ответственна за нее. Притом АДС может быть собственной или передана подрядной организации (п.9 Правил 416). Если нанят подрядчик, который некачественно выполняет работу, то к административной ответственности будет привлечена управляющая компания. Впоследствии УК может потребовать от сторонней АДС возмещение штрафа.

Обязанности УК:

  • контролировать состояние имущества;

  • готовиться к отопительному сезону;

  • обеспечивать работоспособность внутридомовых сетей;

  • поддерживать надлежащее состояние сетей;

  • обеспечивать соблюдение Правил пожарной безопасности.

Управляющая компания должна организовывать прием граждан по их обращениям в аварийную службу. На приеме предоставить результаты выполнения заявок граждан: они должны быть внесены в журнал личного приема. Копия записи в журнале личного приема выдается обратившемуся собственнику. 

Если домом управляет ТСЖ, оно становится посредником между жильцами дома и аварийными службами и несет ответственность по устранению аварийных ситуаций. УК необходимо вовремя заключать договоры с обслуживающими компаниями и вовремя оплачивать услуги. Иначе заявления жильцов могут не выполняться в срочном порядке, а только в течение рабочего дня. Ночью или в выходной на аварию выедут только в том случае, если есть угроза жизни (к примеру, неисправная система газоснабжения)

Поэтому важно управляющей компании ответственно контролировать работу АДС и вовремя оплачивать счета.

Каким бы жители не оставляли заявки в АДС, нужно с ними работать, не потерять ни одну и контролировать их выполнение, а также отчитываться о результатах. 

Управляющей компании важно отслеживать все эти заявки, вовремя обрабатывать, давать обратную связь – это удобно в программе 1С Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ, ЖСК. 

Сайт ЖКХ и приложение для смартфонов ЖКХ: Личный кабинет интегрируются с программой, что позволяет собрать все заявки в одном месте и не пропустить хоть одну. Также можно учитывать материал и оборудование в АДС (подробнее).

Также в программе реализован специальный помощник – Мастер обеспечения заявок АДС. 

Автоматизация аварийно-диспетчерской службы поможет выполнить все требования Постановления Правительства №331 и повысить эффективность работы с заявками.

Если управляющая компания не исполняет свои обязанности по аварийно-диспетчерской службе, жители могут написать жалобу в двух экземплярах в УК на имя руководителя. По истечение 10 дней они могут обратиться в Роспотребнадзор или в прокуратуру и суд, если управляющая организация не выполняет своих прямых обязательств по АДС и тем самым создает опасные ситуации для жителей.

Управляющей компании важно не подвергать жителей опасности, не допускать аварийных ситуаций или быстро на них реагировать и устранять. То есть качественно организовать и выполнять свои обязанности в сфере аварийного обслуживания

В этом поможет автоматизация работы при помощи программного обеспечения 1С-Рарус. Это будет залогом комфорта жителей и показателем профессионализма работников управляющей компании.

Дата обновления материала: октябрь 2019.

Вам также может быть интересно: Поверка счетчиков Реорганизация управляющей компании Плюсы и минусы поквартирного отопления в доме Общедомовое имущество ЖКХ

Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет

Что такое аварийная ситуация согласно законам

Аварийная ситуация заключается в повреждении или выходе из строя коммунальных систем сроком более 8 часов. Аварии могут повлечь за собой ущерб окружающей среде, самому человеку и его имуществу.

В области водоснабжения термин «авария» расшифровывает Постановление Правительства №167:
«повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения, канализации или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления и водоотведения, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения».

Это же определение содержится и в Приказе от 14 апреля 2008 г. №48. Также приказ дает определения аварии в сфере:

  • водоотведения и очистки сточных вод: «В системе канализаций аварией являются нарушения режима работы и их закупорка, приводящие к прекращению отведения сточных вод, массовому сбросу неочищенных сточных вод в водоемы или на рельеф, подвалы жилых домов». 

  • теплоснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем, сетей и источников теплоснабжения, повлекший прекращение подачи тепловой энергии потребителям и абонентам на отопление и горячее водоснабжение на период более 8 часов». Это же определение содержится в Приказе Росстата от 18.07.2019 № 414.

  • электроснабжения: «Аварией считается отказ элементов систем и сетей, повлекший прекращение подачи электрической энергии потребителям и абонентам на электроснабжение на период более 8 часов».

Аварии в многоквартирном доме и меры по предотвращению и устранению неисправностей описаны в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда.

Дополнительно регулируют сферу аварий в многоквартирном доме законы:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации

  • Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

  • Постановление Правительства РФ №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме»

  • Постановление Правительства РФ от 03 апреля 2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»

Срок действия документов: периодичность разработки

С учетом практических составляющих производства и установленного класса опасности предусматриваются следующие сроки, в которые документация считается действительной:

  • 1 класс опасности – в течение двух лет;
  • 2 класс опасности – в течение трех лет;
  • 3 класс опасности – в течение пяти лет.

Авария на производстве

Установленные временные рамки не касаются угольных шахт и остальных объектов, специализирующихся на подземных горных работах, где план действителен полгода, и горнорудной промышленности с открытой добычей полезных ископаемых, со сроком действия документов один год.

Одним из новых постановлений является регламент пересмотра действующего плана:

  • За 15 календарных дней до истечения срока действующего документа;
  • Не позднее 1 месяца в условиях реконструкции опасного промышленного объекта, нововведений в технологическом процессе, открытия новых участков горных работ, при внесении изменений в план эвакуации и после непосредственной аварии на производстве. Все события фиксируются в специальном порядке и анализируются для составления прогнозов последующих мероприятий и бесед по технике безопасности.

Документация, связанная с мероприятиями по локализации и ликвидации опасности на производстве, может быть пересмотрена по предписанию Российского технического надзора.

Важно! Поводом для этого может стать несоответствие предоставленных сведений с реальной обеспеченностью или выявление неучтенных угроз в ходе плановых проверок

Плановые проверки

Общие рекомендации взаимодействия с подрядной организацией по вопросам охраны труда

С учетом всего вышесказанного можно дать общие рекомендации, которые будут полезными при работе с подрядными организациями:

Основой продуктивного взаимодействия между Заказчиком и Подрядчиком является обратная связь. В первую очередь обе стороны должны наладить контакт между своими службами охраны труда.

Это будет полезным не только в плане удобства, так как специалисты по охране труда гораздо быстрее смогут решить организационные вопросы, связанные с безопасностью выполнения работ, но и позволит обменяться полезным опытом, который пойдет на пользу обеим сторонам.

Другой важный момент — это инструктажи. Многие Заказчики помимо вводного инструктажа проводят и инструктажи на рабочем месте для сотрудников подрядных организаций.

Подрядчик же со своей стороны их дублирует, но уже как непосредственный работодатель, а не принимающая сторона. Такая схема работы значительно снижает травматизм и риск получения травм в принципе. Чтобы избежать путаницы, просто заведите отдельный журнал для подрядных организаций, где личной подписью сотрудников будет зафиксировано проведение инструктажа.

Полезным дополнением будет и обмен информацией, касающейся вопросов охраны труда. Инструкции по охране труда, внутренние нормативные акты и так далее.

Передайте подрядной организации свои инструкции по охране труда, чтобы они приняли их и у себя тоже. Чем больше информации Заказчик предоставит Подрядчику, тем более качественно и безопасно Подрядчик сможет оказать услугу или выполнить работу на территории Заказчика

Важно помнить об этом принципе и сообща реализовывать меры, направленные на снижение риска для жизни и здоровья работников

Соблюдение этих несложных рекомендаций позволит организовать охрану труда при работе с подрядными организациями правильно, обезопасив не только работников, но и обе стороны договора подряда

Важно помнить, что любое происшествие будет вашей общей проблемой, а проблемы всегда лучше решать сообща. Чёткое распределение обязанностей и ответственности позволит не только оперативно вывалять причину происшествий, но и принимать меры по их предотвращению в будущем

Также советуем почитать:

  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  • Специальная оценка условий труда (СОУТ)
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • Изменения в законодательстве по охране труда за последние годы

Что содержит ПЛА

План по выявлению и предотвращению опасности является обширным документом, включающим в себя аспекты, связанные с возникновением опасности на производстве. В первую очередь он прописывает все сценарии, которые могут произойти на опасных участках, обеспеченность предприятия необходимым инструментарием и способы взаимодействия имеющихся ресурсов по устранению последствий. Здесь же составлена система снабжения объектов для подготовленности к выявлению и устранению происшествия и его последствий со ссылкой на ответственных лиц. Также прописан процесс взаимного обмена данными между вовлеченными в сложившуюся ситуацию сторонами и связь со спасательными службами, мероприятия по защите населения близлежащих районов и действия первой очередности при сообщении о возникновении опасности.

Документация, касающаяся вопросов безопасности, разрабатывается на основе анализа текущего состояния, прогнозов специалистов и подробного изучения манипуляций сотрудников и представителей служб, специализирующихся на устранении аварий при аналогичных ситуациях в других организациях.

Важно! Составление подобных планов осуществляется с опорой на общие и специальные разделы, учитывающие особенности конкретных видов опасных производств

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector