О государственном пожарном надзоре (с изменениями на 26 декабря 2011 года) (утратило силу с 01.05.2012 на основании постановления правительства российской федерации от 12.04.2012 n 290)
Содержание:
Где можно скачать документ
Ознакомиться с документом позволяется на официальном сайте Правительства РФ.
Скачать информацию предлагают сторонние ресурсы: сайты с юридическим и профес-сиональным уклоном. На некоторых источниках за право скачивания материалов пользователя могут попросить оплатить ту или иную сумму.
Обобщим:
Постановление Правительства под номером 290 регламентирует полномочия и обязанности инспекторов пожарного надзора. В документе четко прописано, кто именно имеет право осуществлять мониторинг в организациях на предмет соблюдения норм и правил противопожарной безопасности.
Сотрудник ФПС, явившийся с контролем, должен предъявить свое удостоверение и дубликат распоряжения руководства. Без этих документов директор предприятия вправе не допустить проверяющего на территорию компании. Кроме того, о визите инспектора фирму предупреждают минимум за три дня.
В некоторых случаях контролеры устраивают внеплановую проверку. Причиной могут стать жалобы на организацию, происшествия, связанные с возгораниями и повлекшие серьезные последствия. Также с повторным контролем приходят в те компании, где ранее были выявлены нарушения.
Государственные инспекторы обязаны соблюдать нормы, регламентирующие их деятельность. За неисполнение требований сотрудников привлекают к дисциплинарным наказаниям. За повторные нарушения инспектора могут снять с занимаемой им должности.
Детальная информация видна на видео:
Как будет понижаться и повышаться категория риска
Понижать и повышать категорию риска можно будет не более чем на одну ступень.
Понижение категории риска происходит при соблюдении одного из следующих условий:
- Создание в установленном законодательством Российской Федерации порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- Наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее 5 лет;
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности;
- Регистрация декларации пожарной безопасности для объекта защиты с количеством этажей не более 2, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров (за исключением объектов дошкольных учреждений с одновременным пребыванием более 10 детей, объектов, предназначенных для проживания детей, престарелых и инвалидов, с одновременным пребыванием более 10 человек, многоквартирных жилых домов, объектов начального общего, основного общего и среднего общего образования, объектов профессионального образования, общежитий образовательных организаций).
Повышение категории риска происходит при наличии одного из следующих условий:
- Проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- Наличие сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних 5 лет;
- Наличие вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних 3 лет.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высокой категории риска.
В заключение посмотрим отдельные положения, которые вступят в силу с 1 января 2021 года. Речь идёт о признании утратившими силу следующих частей нормативных правовых актов:
- приложение к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
- подпункт «в» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- подпункт «о» пункта 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2018 г. № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290»;
- пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Самое главное из постановления Правительства РФ от 09.10.2019 г. № 1303 вроде бы вынесено, остальное смотрите самостоятельно. Скачать постановления № 1303 и 290 (в новой редакции) в формате MS Word можно ниже.
Основные положения Постановления о ФГПН 290
Государственный пожарный надзор предназначен для проведения контроля за соблюдением требований законодательства гражданами, организациями, органами самоуправления, а также для анализа причин пожаров и дознания, проведения профилактической работы с населением, организациями по соблюдению правил пожарной безопасности. Этот вид надзора в РФ осуществляют отделы надзорной деятельности территориальных управлений МЧС России.
Права надзорных органов указаны в пункте 9 Положения о ФГПН 290. Инспекторы вправе проводить плановые и внеплановые проверки объектов защиты, а также жилых помещений, территорий физических лиц. Предъявив свое служебное удостоверение и копию распоряжения, проверяющий может посетить любой объект, провести его обследование. В распоряжении о проверке должна быть приведена фамилия проверяющего. Без этого на объект он допускаться не должен
Обратите внимание, что проверяющий обязан предъявить мотивированный запрос на информацию, без ссылки на нормативный акт запрашивать тот или иной документ или информацию он не имеет права
Сергей ЛысиковПолковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности и профилактической работы Чтобы правильно оснастить помещения вашей организации огнетушителями, воспользуйтесь рекомендациями профессионального эксперта Системы «Охрана труда» полковника Сергея Лысикова. Тогда инспектору пожарного надзора не к чему будет придраться.
Проверяющий должен выдать организациям или физлицам предписание об устранении выявленных нарушений. В предписании указывают срок исполнения. Кроме того, инспектор проводит дознание по произошедшим пожарам: составляет протоколы согласно КоАП РФ, участвует в судебных заседаниях, излагает свою точку зрения. Он вправе закрыть предприятие или цех, чтобы предотвратить тяжкие последствия, влекущие за собой непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан. Дисквалифицировать же виновных лиц может только суд.
У главного государственного инспектора ГПН более широкие полномочия. Наряду с указанными выше правами, он может, например, отменить неправильно оформленный протокол своего подчиненного, проверять федеральные органы исполнительной власти.
Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки. Документарные не проводятся. Внеплановые должны быть согласованы с прокуратурой. Внеплановую проверку по жалобе инспектору согласовывать с прокурором не нужно, в прокуратуру в 24 часа направляется уведомление о её начале.
О плановой проверке проверяемый будет оповещен за три рабочих днях. Предупреждение может поступить и по электронной почте. О внеплановой пожарный инспектор предупредит не позднее, чем за 24 часа. Однако если внеплановую проверку проводят по жалобе или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о её начале.
Узнайте, что относится к первичным средствам пожаротушения>>>
Периодичность проведения плановых проверок по пожарной безопасности
Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;
- для категории высокого риска — один раз в 2 года (вместо одного раза в 3 года);
- для категории значительного риска — один раз в 3 года (вместо одного раза в 4 года);
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет (вместо одного раза в 7 лет);
- для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет (вместо одного раза в 10 лет).
Объекты защиты, отнесённые к категории низкого риска, под плановые проверки не попадают.
Специально для дачников:
Также уточнено, что основанием для проведения плановой проверки по пожарной безопасности является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:
- ввода объекта защиты в эксплуатацию;
- окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.