Об утверждении порядка учета пожаров и их последствий (с изменениями на 8 октября 2018 года)
Содержание:
Процедура проведения аттестации
Утвердив положение о проведении аттестации, не стоит думать, что работа закончена: мало прописать все на бумаге, нужно еще организовать аттестацию и провести ее. Обычно аттестация делится на несколько этапов:
- подготовка к проведению аттестации;
- проведение аттестации;
- подведение итогов и принятие мер по итогам аттестации.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
На этапе подготовки к проведению аттестации необходимо создать аттестационную комиссию. Делается это приказом, причем можно издать отдельный приказ о создании комиссии, а можно прописать это в приказе о проведении аттестации. Приведем пример.
На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников. В нем необходимо указать не только Ф. И. О. работников и наименования занимаемых ими должностей, но и дату, время и место проведения аттестации, а также привести перечень документов, необходимых для представления в аттестационную комиссию. Кроме того, обязательно предусмотрите в графике графу для ознакомления работника, где он поставит свою подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать соответствующую отметку в графике и составить акт, подтверждающий это.
Лицо, ответственное за подготовку для комиссии документов по аттестуемым работникам, на подготовительном этапе оформляет и собирает необходимые для аттестации документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты и пр.
Также рекомендуем провести разъяснительную работу с сотрудниками во избежание неправильного толкования ими целей и задач аттестации.
Следующий этап – проведение аттестации. Сама процедура проходит в обозначенном месте. Аттестация должна проводиться в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин или отказа от прохождения аттестации комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.
В ходе заседания комиссия заслушивает непосредственного руководителя аттестуемого (тот кратко оценивает его профессиональные, деловые и личные качества), рассматривает представленные документы, задает вопросы для выявления уровня профессиональных знаний, проводит письменное тестирование уровня профессиональной подготовки и знаний каждого аттестуемого работника.
Отметим, что важно правильно составлять письменные задания или задавать устные вопросы. Например, в Апелляционном определении Красноярского краевого суда от 24.12.2014 по делу № 33-12241 работник, уволенный за несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, был восстановлен, поскольку ответчик нарушил порядок проведения аттестации: вопросы, указанные в аттестационном листе, не соответствуют требованиям должностной инструкции, отсутствуют ответы истца на вопросы членов комиссии
Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист (его форма обычно утверждается локальным нормативным актом), который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании и принимающими участие в голосовании. Аттестованный работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом под подпись.
Проведение аттестации сопровождается ведением протокола, в который заносится вся информация, в том числе об оценке квалификации работника. Затем члены комиссии проводят обсуждение и принимают решение по каждому аттестуемому в порядке, предусмотренном положением об аттестации (открытым или закрытым голосованием, в присутствии или в отсутствие работника и пр.). Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись в установленные сроки. После завершения процедуры аттестации в личную карточку работника вносится соответствующая информация.
Завершающим этапом аттестации является принятие работодателем решения, которое оформляется приказом. По итогам аттестации кого-то из аттестованных, возможно, поощрят или предложат ему перевод на вышестоящую должность, а кого-то, вероятно, будет решено уволить.
С таким приказом (об итогах аттестации) необходимо ознакомить всех заинтересованных работников.
IV. Ответственность за учет пожаров.
4.1. Ответственность за своевременность представления и достоверность данных о пожарах несут должностные лица субъектов, указанных в п.3.2. настоящей Инструкции, собственники объектов пожара, страховые организации, медицинские учреждения.
4.2. При выявлении должностными лицами субъектов, указанных в п.3.2. настоящей Инструкции, нарушений представления и(или) искажения данных, ими принимаются необходимые меры по привлечению виновных к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.3. По установленным в результате проверки фактам незарегистрированных пожаров, искажений данных по пожарам вносятся дополнения и исправления, учитывающиеся в соответствии с настоящей Инструкцией. Одновременно вносятся исправления в государственную отчетность за тот период, когда имело место происшествие.
II. Основные понятия (применяются при учете пожаров и последствий от них)
2.1. Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
2.1.1. Учету подлежат все пожары, независимо от места их возникновения и последствий.
2.1.2. Не подлежат учету:
— случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов;
— случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения других качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и др.);
— взрывы, вспышки и разряды статического электричества;
— случае коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах;
— горение отходов и мусора на открытых территориях (свалки, контейнерные площадки, открытые территории домовладений, обочины дорог, пустыри и т.п.), а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни;
— покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшие к гибели или травмированию других людей;
— пожары, происшедшие на объектах собственности международных организаций, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для юридических и (или) физических лиц Российской Федерации.
2.1.3. Перечисленные в п.2.1.2. настоящей Инструкции случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения), либо уничтожению, повреждению материальных ценностей вследствие воздействия опасных факторов пожара*.
Поврежденные материальные ценности — материальные ценности, которые могут быть путем восстановления (ремонта) приведены в состояние, годное для использования.
2.2. Пострадавшим при пожаре считается лицо, погибшее или травмированное на пожаре.
Погибшим при пожаре признается лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течение трех месяцев (90 дней) со дня происшествия от телесных повреждений (травм)*, полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара**, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара***.
Травмированным при пожаре признается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара.
2.3. Материальный ущерб от пожара — стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.
Материальный ущерб от пожара состоит из прямого и косвенного ущерба.
2.3.1. Прямой ущерб от пожара — оцененные в денежном выражении материальные ценности, уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, принятых для спасения людей и материальных ценностей.
2.3.2. Косвенный ущерб от пожара — оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара (включая социально-экономические и экологические), а также восстановление объекта.
Правила заполнения карточки учета пожара
По официальным правилам карточки пожара хранятся в количестве 2 шт. – в подразделении ГПН (субъекта) и ФПС МЧС. Карточка учета пожаров заполняется работником ГПС – инспектором или иным лицом, занимающимся расследованием по факту ЧС. Бланк представляет собой таблицу с двумя полями – текстовой (для описания) и кодовой (для машинного чтения).
Рассмотрим механизм заполнения граф, который утверждается приказом МЧС №625. Всего документ включает 8 разделов.
Общие сведения
В графах раздела 1 устанавливается информация о месте и времени пожара. Данные записываются кодом.
Код строки | Что отображается (с указанием кодовых таблиц) |
1 | Субъект РФ (т. 1) |
2 | Подразделение по классификатору территориальной ГПС (ФПС) |
3 | Номер карточки |
4 | Дата ЧС в формате «ДД-ММ-ГГ» |
5 | Город, класс пожарной охраны (т. 2, 3) |
Объект пожара
Во втором разделе данные отображаются буквенно-цифровыми обозначениями.
Код строки | Что отображается |
6 | Форма бизнес-предприятия (код 1–5) |
7 | Тип собственности (т. 4) |
8 | Пожарный риск (т. 4.1) |
9 | Форма предприятия (т. 4.2) |
10 | Учреждение госвласти, которое осуществляет деятельность на объекте пожара по классификатору Росстандарта ОК 006-201. Пустое поле допускается, если возгорание случилось на частных предприятиях (ТС) |
11 | Тип фирмы (т. 5), обозначение помещения по классу опасности (т. 5.1) |
12 | Объект пожара по месту очага (т. 6), код охраны (т. 7), данные о ТС при возгорании на нем (т. 8) |
13 | Число наземных этажей без учета нежилых |
14 | Номер этажа с очагом пожара |
15 | Степень огнестойкости (т. 9) |
16 | Место очага (т. 10), код постройки (т. 11) и земли вне собственности (коды 1–8) |
17 | Источник зажигания (т. 12) |
18 | Материал воспламенения (т. 13) |
19 | Наличие сертификата безопасности на источник огня (код 1–4) |
20 | Причина загорания (т. 14) |
21 | Виновник (т. 15), его характеристика (т. 16), состояние на момент ЧС (код 1–3), возраст |
22 | На каком этапе находится проверка (код 1–8), кем возбуждено дело (код 1–4), статья (разъяснения из п. 29 приказа №625) |
23 | Время последнего осмотра объекта службами ГПН |
24 | На сколько далеко находится пожчасть, прибывшая на место первой |
Последствия пожара
Сведения в третьем разделе отображаются числами и выражают последствия от пожара в натуральных единицах – человек, рублей, штук и т. д. (14 строк). При этом учитывается количество полностью уничтоженных объектов, а также поврежденных. Подробное разъяснение с примерами приводится в п. 32 настоящего приказа.
Спасение и эвакуация
Графа «Спасено».
В четвертом разделе ведут учет спасенного и эвакуированного имущества (людей). В графах «Спасено» указывают количество техники, голов скота, материальные ценности в рублях, которые удалось спасти за счет действий бригады ГПС.
В строчках с подписью «Эвакуировано» записывают число людей, спасшихся самостоятельно (п. 36 настоящего приказа).
Развитие и тушение пожара
В разделе 5 указывают временные рамки спасательной операции начиная с момента вызова и заканчивая ликвидацией горения. Время записывается с точностью до минут в формате «ЧЧ-ММ».
Силы и средства пожаротушения
Для заполнения шестого раздела используется система таблиц 18–27. Графы описывают пожарную технику и инвентарь, которые применялись при тушении. Разъяснения по заполнению регламентированы п. 39–47 приказа.
Информация о травмированных и погибших
Раздел 7 служит для характеристики жертв пожара. Сведения вносятся в графы только после их фактического установления.
В разделе сообщается:
- возраст и пол погибших, их социальный статус;
- о причинах гибели;
- о характере последствий для здоровья (степень тяжести).
Заполняют графы в соответствии с кодовыми обозначениями из таблиц 28–33.1 (п. 48–56 приказа).
Дополнительные сведения
Последний раздел формируется с учетом региональных особенностей ведения федерального наблюдения. ГПН по субъекту самостоятельно определяет, какие из данных будут занесены под условно свободные обозначения (до 6 символов).
Поле для записей используют для отображения важных сведений, которые не были занесены в карточку посредством кодирования. С этой целью его длина не ограничивается.
I. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция разработана в соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г.N 849 «Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и устанавливает единый порядок статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации.
1.2. Инструкция обязательна для применения всеми федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
I. Общие положения
1. Порядок учета пожаров и их последствий (далее — Порядок учета пожаров) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре».
2. Порядок учета пожаров регулирует вопросы официального статистического учета пожаров и их последствий, осуществляемого с целью формирования официальной статистической информации по пожарам и их последствиям.
3. Официальный статистический учет пожаров и их последствий представляет собой деятельность, направленную на проведение федерального статистического наблюдения по пожарам и их последствиям и обработке данных, полученных в результате этих наблюдений.
4. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям включает в себя сбор первичных статистических данных по пожарам и их последствиям и административных данных по пожарам (загораниям) и их последствиям.
5. Первичные статистические данные по пожарам и их последствиям содержат документированную информацию по формам федерального статистического наблюдения по пожарам, получаемую от респондентов.
6. Административные данные по пожарам (загораниям) и их последствиям содержат документированную информацию по формам учета пожаров (загораний) и их последствий и (или) электронных баз данных учета пожаров (загораний) и их последствий, устанавливаемым респондентами, обеспечивающим возможность формирования официальной статистической информации.
7. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям является сплошным и проводится в отношении респондентов, к которым относятся созданные на территории Российской Федерации юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации.
8. Федеральное статистическое наблюдение по пожарам и их последствиям осуществляется по формам-образцам статистических документов, предназначенным для получения от респондентов в установленном порядке первичных статистических данных по пожарам и их последствиям, в соответствии с указаниями по их заполнению, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъекта официального статистического учета пожаров и их последствий.
9. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям формируется субъектом официального статистического учета пожаров и является сводной документированной информацией о количественной стороне происшедших пожаров.
10. Субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование официальной статистической информации по пожарам и их последствиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
12. Официальная статистическая информация по пожарам и их последствиям является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Обеспечение доступа заинтересованных пользователей к общедоступной официальной статистической информации по пожарам и их последствиям осуществляется путем ее распространения или предоставления субъектом официального статистического учета пожаров и их последствий в соответствии с законодательством Российской Федерации.